Новый, 2013-й, год может стать годом перемен для российского рынка моторного топлива. С 1 января в России будет запрещен оборот бензина и дизельного топлива низкого экологического класса – «Евро-2», пишет «РБК».
Кроме того, 2013г. будет последним для оборота топлива класса «Евро-3». Также продолжит действовать система дифференцированных акцизов. И как следствие того, что качество топлива в РФ в целом должно повыситься, ждать снижения цен на нефтепродукты пока не приходится.
Пресловутый «Евро»
В год автомобилисты России потребляют около 35 млн т автомобильного бензина и примерно столько же дизельного топлива. Как подсчитали эксперты ИФК «Солид – товарные рынки», ежегодный прирост потребления автомобильного бензина составляет 3,5%, по дизелю – около 4%. И даже в кризисные годы спрос на моторное топливо в РФ не снижался, благодаря увеличению автомобильного парка за счет современных автомобилей.
Несмотря на то что автомобили в РФ становятся все более технологичными, внутренний рынок моторного топлива не успевает за техническим прогрессом. Например, Россия пока только на пути к переходу на экологический класс топлива «Евро-5», который регулирует содержание вредных примесей в выхлопных газах, в то время как Евросоюз с 2009г. сделал этот стандарт обязательным для всех легковых автомобилей. Планируется, что полный переход на «Евро-5» в России будет осуществлен только в 2016г.
Ограничить использование в РФ «Евро-2» должны были уже в этом году, однако нефтяники оказались к такому повороту событий не готовы и попросту не успели модернизировать свои мощности.
Теперь правительство настроено решительно. По словам вице-премьер Аркадия Дворковича, никаких отсрочек больше не планируется, несмотря на то что ряд ведомств выступает за смещение на более поздний срок. По расчету министра энергетики РФ Александра Новака, к 2015г. Россия сможет производить топливо «Евро-5» в размере до 38 млн т бензина (до июля 2012г. – 600 тыс. т) и 77 млн т дизельного топлива (вместо 11,9 млн т) в год. К 2020г. эти показатели вырастут до 50,9 и 101,2 млн т соответственно.
Длительные обязательства
Для обеспечения планов по модернизации в июле 2011г. между нефтяными компаниями, Федеральной антимонопольной службой (ФАС), Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) были подписаны четырехсторонние договоры по масштабной модернизации НПЗ. Результатом предпринятых мер, по подсчетам Министерства энергетики РФ, должны стать значительные инвестиции в отрасль, которые в период с 2011г. по 2015г. должны достигнуть 1 трлн руб. При этом в 2012г. можно вести речь о сумме в 200 млрд руб., что больше, чем за 2008–2010гг. вместе взятые.
Планировалось, что в течение 2012г. компании должны ввести в эксплуатацию десять новых установок вторичной переработки общей мощностью 15,34 млн т и завершить реконструкцию еще десяти (13,7 млн т). Однако не все они укладываются в графики. Между тем отраслевые эксперты полагают, что глобально график перехода на более экологичные виды топлива в России меняться не будет. При этом, по расчетам властей, и угрозы дефицита топлива в РФ также возникнуть не должно.
Более того, по мнению директора энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Григория Выгона, если модернизация российских НПЗ произойдет в соответствии с планами компаний, то нефтеперерабатывающая отрасль сможет обеспечить внутренний рынок бензином и дизтопливом класса «Евро-3» в 2013г. и класса «Евро-5» в 2016–2017гг., а в 2020г. уже может возникнуть существенный профицит автобензина – более 10 млн т. «В связи с этим возникает вопрос о том, нужно ли России столько бензина, такой высокий объем первичной переработки и такие жесткие требования к компаниям по модернизации», – подчеркнул Г.Выгон.
Выгодные налоги
Для развития нефтепереработки в России вводятся и запретительные меры. Например, после того как разразился бензиновый кризис, сопровождавшийся дефицитом топлива на АЗС и резким ростом цен на него в ряде регионов, правительство ввело заградительную пошлину на экспорт бензина в размере 90%. Причем она коснулась не только самого топлива, но и активно экспортируемого из России прямогонного бензина, который затем в Европе использовался для выпуска качественного топлива.
Стимулом для модернизации НПЗ должны стать дифференцированные ставки акцизов: более низкий акциз на топливо более высокого экологического класса. С 1 июля 2012г. были повышены акцизы на бензин классов «Евро-2» и «Евро-3», в то время как акцизы на «Евро-4» остались неизменными, а на «Евро-5» снизились.
Перспективы платить меньше налогов привлекли нефтяников. Как подсчитали в ЛУКОЙЛе, экономия компании на дифференциации акцизов на светлые нефтепродукты в 2012г., по предварительным данным, составит 200 млн долл.
Как следствие, некоторые компании приступили к переходу на выпуск «Евро-5» со значительным опережением сроков. В частности, в июле «Башнефть» объявила, что полностью перешла на продажу автомобильного бензина и дизельного топлива на своих АЗС только стандарта «Евро-5». Одновременно «Газпром нефть» перевела на «Евро-5» «Ярославнефтеоргсинтез», которым владеет вместе с ТНК-BP. В течение 2012г. компания начала выпуск дизеля и бензина класса «Евро-5» на омском НПЗ. Полностью на производство автомобильных бензинов 4-го и 5-го классов, а также дизельного топлива 5-го класса НПЗ перейдет с 2013г. На выпуск «Евро-5» также перешел рязанский НПЗ – крупнейшее нефтеперерабатывающее предприятием ТНК-BP. Планируется, что годовой объем производства составит 1,5 млн т.
В свою очередь в ЛУКОЙЛе ожидали, что в 2013г. экономия компании за счет пониженных акцизов должна достигнуть 460 млн долл. Однако этим планам, скорее всего, сбыться не суждено. Так как государство несколько умерило щедрость и приняло за основу более высокие акцизные ставки, чем планировалось ранее. Однако дифференциация была сохранена. В целом в 2013г. они станут выше на 6%. На бензин «Евро-5» с 1 января 2013г. ставка акциза увеличится почти на 12%, а на бензин класса «Евро-3» – на 23%.
Вопрос в цене
Итак, российский потребитель может ожидать повышения качества бензина и дизеля, но при этом топливо вряд ли снизится в цене. Даже 2012г., судя по всему, несмотря на предвыборный период, характеризовавшийся снижением цен на топливо, в целом может оказаться рекордным по росту цен и обогнать инфляцию. Во второй половине года, литр высокооктанового бензина и дизеля уже уверенно стоил больше психологически важной отметки в 30 руб.
По оценкам аналитика исследовательской компании INFOLine Ивана Федяков, причина роста цен на бензин кроется во вполне объективных факторах. Во-первых, это рост акцизов на бензин, во-вторых, цены на нефть в мире остаются устойчиво высокими.
Противовесом подобным тенденциям могла бы стать здоровая конкуренция на рынке, считает эксперт. В качестве примера он приводит рынок моторного топлива в США, где в условиях жесткой конкуренции игроки не имеют возможности завышать цены на бензин и при этом ведут борьбу за качество. В результате центрами прибыли для владельцев заправочных станций становятся сопутствующие услуги и кафе, а наценка на бензин почти отсутствует.
Между тем в России реализации американских подходов к ведению данного бизнеса вряд ли стоит ожидать. В ближайшее время топливному рынку может грозить только укрупнение. В первой половине 2013г. «Роснефть» планирует закрыть сделку по приобретению нефтяной компании ТНК-BP. В результате на ее долю будет приходиться примерно треть российской нефтепереработки, посчитал руководитель проекта ОАО «Солид – товарные рынки» Михаил Турукалов. Кроме того, полагает ведущий аналитик компании «Альпари» Михаил Крылов, компания получит половину рынка автомобильного топлива в РФ, при этом в некоторых регионах ее доля может доходить до 60 и даже 70%.