Легендарная страна Беловодье известна по старинным русским сказаниям как страна добра и справедливости. Старообрядцы, уходя от преследований на восток, искали путь в Беловодье. Этот благодатный край чаще всего искали на Алтае.
Николай Рерих утверждал, что легенда о Беловодье пришла от алтайских народов и связана с легендой о Шамбале, затерянной в горах Тибета. Но в преданиях говорилось о Белом острове посреди Белого озера… Байкал больше подходит для поисков тайного Беловодья — по всем основным признакам.
Церковный писатель и дипломат XVII века Антон Суханов так описывал Беловодье: «От Белаго моря стена городовая стоит подле самой воды… башни частыя. А ворот от Белаго моря нет; и к тому берегу корабли не пристают». Этим как бы подчеркивалось, что простого входа в Беловодье нет.
Беловодье также называли Страной Света. Этим она походит на Страну Счастья (Шветадвипа), описанную в книге «Нараяния» древнеиндийской Махабхараты: "Белый остров находится «на севере Молочного моря». Похоже, что имелось в виду море, покрытое значительную часть года льдом и снегом".
Беловодье – страна свободы, похожая на легендарный славянский рай Ирий. По-видимому, слово это родственно словам: «Иран» и «арий». Исходя из этого этимологического смысла можно легко проследить родство двух ветвей индоевропейских народов: славян и индоиранцев. Кстати, в преданиях о Беловодье есть следы частичного сходства с другим славянским сказом о невидимом граде Китеже – те же потаённость и соседство с неким озером.
С XVIII века легенду о Беловодье активно распространяли старообрядцы. В XVIII—XIX веках Беловодьем стали называть долины рек Бухтарма и Катунь на Алтае, где селились беглецы, преследуемые церковной и царской властями. Другие группы староверов уходили еще дальше – в Бурятию, на Дальний Восток, в Китай.
Есть и такая версия появления легенды: в IX веке князь Владимир отправил посольство в Беловодье, которая была «сказочная обитель вечной красоты и истины, и что туда, по его разумению, и нужно обращаться за советом, но что одна из особенностей той страны та, что не всякий ее может найти, туда доехать и в нее проникнуть, а только избранный - кто позван». Легенда эта изложена в произведении «Сокровенное сказание о Беловодье», которое приписывается Георгию Дмитриевичу Гребенщикову и якобы записана 15/27 июля 1893 года со слов о.Владимира, иеромонаха Вышенской Успенской мужской пустыни, Тамбовской губернии, Шацкого уезда.
В наше время бренд «Беловодье» широко используется на Алтае в названиях гостиниц, курортов, санаториев, фермерских хозяйств
Код Беловодья
В многочисленных «путеводителях» путь в Беловодье был описан в зашифрованной форме. И как же найти путь в Беловодье? В свое время у староверов была книга «Путешественник» с картами, описывающими путь в Беловодье. Особенно популярной эта книга была в середине XIX века. От староверов же Николай Рерих получил довольно размытое указание: «Отсюда пойдешь между Иртышем и Аргунью… Коли не затеряешься, то придешь к соляным озерам… И дойдешь ты до гор Богогорши, а от них пойдет еще труднее дорога. Коли осилишь ее, придешь в Кокуши. А затем возьми путь через самый Ергор, к самой снежной стране, а за самыми высокими горами будет священная долина. Там оно и есть самое Беловодье».
Рерих решил, что речь идет о Тибете, о священной Шамбале. Но русские старообрядцы вряд ли бы стали искать путь к далеким Гималаям. Для этого надо пройти широкие степи и безводные пустыни (например, пустыню Такла-Макан в Синьцзяне, где даже реки пересыхают). Скорей всего, путь к Беловодью за пределы Сибири не выходит. И надо учесть, что это, скорей всего, зашифрованное иносказательное описание вероятного пути в сказочную страну. Тайные знания передаются лишь устно. В письменном виде – лишь иносказания и намеренные неясности.
Ориентиры в Прибайкалье
Вспомним указание в поиске Беловодье: «между Иртышем и Аргунью». Как будто непонятно: слишком широк разброс географических указателей. Сбивает с толку значительная величина расстояний. Но, если прямо следовать этой подсказке, то, значит, надо искать Беловодье чисто географически – посерединемежду реками Иртыш и Аргунь. Или отсчитать ровно середину между их истоками. Тогда выйдет запад Бурятии – Саяны и Тункинская долина, ведущая к Байкалу…
Белое озеро и белый остров
Описание пути в Беловодье, данное выше, заканчивается на священной долине. Похоже на путь к Байкалу через долину Тунки, если спуститься в нее с Саян, придя со стороны Алтая.
Источники в Тункинском районе обладают целебной силой. Это тоже издревле связывалось с чудом, с волшебной силой природы. Старинные сведения указывают, что рядом с Беловодьем — горячие источники. Тунка известна минеральными водами. Нилова пустынь, Аршан, Шумак, Вышка недалеко от Жемчуга… Горячие источники тоже есть.
В Беловодье – белая вода. В источниках курорта Аршан вода в каком-то смысле тоже белая: пенится от пузырьков газа и от того, что бьет струей, вырываясь из-под земли.
Белым озером может быть Байкал. Равных в Сибири ему нет: и по размерам, и по значению. Байкал называют Священным озером. «Белый» в переносном смысле «священный».
Согласно описанию Беловодья Антоном Сухановым, Белый остров находится на Белом озере. На острове город, рядом с ним высокая гора. С берега города не видно.
Остров Ольхон на Байкале тоже «белый», то есть священный в переносном смысле этого слова. Остров связан с традиционными верованиями бурят, он наделяется священной силой. Ольхон – место поклонения шаманов, контакта с духами природы.
И Беловодье – место высокой духовности. Ведь, по сказаниям, там живут люди, чистые духом. Прямой путь туда закрыт и открывается он лишь для избранных. На Ольхоне, по мифам бурят, есть особо священные места, запрещенные для посещения территории, среди них священная гора Жима.
Ольхон изобилует археологическими памятниками: это могильники, древние городища, остатки каменных стен… Полагают, что их построили курыканы (эту версию предложил археолог Окладников. Она подтверждается и антропологией (курыканы предки части бурят и якутов) и обычаями якутов – сходные камни с выемкой внутри в виде чаши известны якутам. Курыканы были земледельцами, знали письменность, владели секретами металлургии и кузнечного дела. На Ольхоне повсеместно сохранились руины времен этого загадочного народа.
Белый город у Байкала
В Центральной Азии существовала многовековая традиция сооружения оборонительных объектов. В эпоху раннего железа (около Х века до нашей эры) в Южной Сибири распространяются городища. В хунно-сарматское время сформировались основные виды крепостей и замков правителей.
Позже, при Уйгурском каганате, на рубеже 1-2 тыс. нашей эры, в Прибайкалье и Забайкалье появились согдийцы из Средней Азии. Они торговали, закупали пушнину и основывали города. Чингисиды позднее, в XIII веке, захватив эти земли, поселили согдийцев на Ангаре. Поселение согдийцев найдено в устье реки Унги у впадения в Ангару (Улан-Бор). Может, подобное городище, еще более величественное, могло быть Беловодьем и стало легендой?
Согдийцы покинули поселение на Унге в IX веке, когда Уйгурский каганат был завоеван енисейскими кыргызами. От опасностей войн строители города могли уйти дальше, на Ольхон. Поэтому Белый город трудно найти. У него нет порта, как следует из описания А. Суханова.
Крепости, оборонительные стены, монастыри строились монголами и джунгарами в Монголии и Саяно-Алтае. И тайный Белый город мог быть на Ольхоне или в другом месте Прибайкалья.
Кто жил в Беловодье?
Еще одна версия появления Беловодья: по древнерусским преданиям, чудь ушла под землю. То есть скрылась от обычных людей. Похоже на потаенность Беловодья.
Вот что еще писал о Беловодье тот же А. Суханов: «Внутри же града во всем граде житье было под землею, под палатами чудно устроено».
Беловодье порождено тайной цивилизацией? У них была высокая духовность, тайные знания в горном деле (искусное литье металлов, подземные ходы). Доступ обычным людям в такие места закрыт: «Коли душа твоя готова достичь это место через все погибельные опасности, тогда примут тебя жители Беловодья».
Мудры ли мы подобно далеким предкам? Справедливы ли в жизни, к другим людям? В этом главный смысл легенды о Беловодье.