Все мы еще помним те времена, когда люди с энтузиазмом приватизировали свое жилье. Считалось, что государство управляет своей собственностью неэффективно, но как только люди почувствуют себя хозяевами тут-то все и изменится…
Ностальгия и равнодушие
Прошли годы, большинство квартир были приватизированы, государство перестало лезть в дела собственников, но подъезды от этого лучше не стали. А жители наоборот все чаще с ностальгией вспоминают времена советской власти.
- Как хорошо было раньше! В подъездах ремонт делался своевременно. Убирали дворы чисто. Может и принудительно. – рассказывает жительница поселка Загорск Галина Семенова. – Я лично мела эту улицу. А сейчас ко дню авиации (17 августа) даже бордюры не покрасили. Да что ко дню авиации даже к такому юбилею 65 лет Победы ничего не сделали! Хорошо еще, что когда Путина ждали, фасады покрасили, только с наружной стороны.
Большинство горожан и понятия не имеют, какая управляющая компания отвечает за состояние их подъездов, «мы платим в ЖКО» – говорят улан-удэнцы. А те, кто платят исправно, не интересуются, как расходуются их деньги и смиренно ждут ремонта. Вместе с тем жалобы сыплются как из ведра: «ремонт в подъезде делался в последний раз 4 года назад», «уборщицу в последний раз видели в прошлом году». При этом убирать самим не имеет смысла, поскольку «некоторые граждане путают подъезд с туалетом». С другой стороны, когда возникают действительно серьезные проблемы. Есть подъезды, в которых критическая ситуация. Так, жильцы дома № 2, по улице Столичной, также как жители соседних домов жалуются на сырость в подъезде. По словам жильцов, в этих домах каждый год воду из батарей сливают прямо на пол подвала. «Сколько мы ругались, ничего не помогает. И заявления писали, но ничего не меняется. – рассказывает одна из жительниц дома № 2. – Неужели шланг это такой дефицит? Вывели бы его и на улице сливали. Но нет! Из года в год одно и тоже. У нас в подъезде сырость, грязь, вонь из подвала, грибок».
Подготовка к зиме
И все-таки основной вопрос, который волнует жителей Загорска это готовность поселка к зиме, ведь по прогнозам грядущая зима опять ожидается холодной. Администрация города подстраховалась, обновив 4 котла из 6-ти существующих. О подготовке к зиме рассказал руководитель улан-удэнского филиала УК «Сибирьэнерго-Комфорт» (работает в поселке Загорск) Николай Антипов. Кризис с отоплением прошлой зимой в Загорске руководитель филиала объяснил аномальными холодами. По его словам, котельная поселка работала на пределе своих возможностей, но даже при таком режиме не могла обеспечить необходимую температуру теплоносителя на вводе в дома. ТГК-14 из-за недопоставки тепла в декабре 2009 года произвела перерасчет за тепловую энергию жителям п. Загорск.
- В настоящий момент все силы компании брошены на подготовку жилья к зиме. – сообщил г-н Антипов. – Проводится ремонт и ревизия систем отопления жилых домов, замена арматуры, смена разрушенной тепловой изоляции, промывка, гидравлические испытания системы отопления, утепление теплового контура. Из 203 домов с центральным отоплением, в п. Загорск подготовлено и сдано инспекторам филиала ОАО «ТГК-14» – 116 домов. Согласно плану 61 дом будет сдан в августе и 26 – в сентябре.
Осложняет работу коммунальщиков устаревшая и изношенная инфраструктура ЖКХ. По словам г-на Антипова, тех средств, которые в настоящее время поступают от жителей на содержание и текущий ремонт для проведения капитальных работ по замене общедомовых инженерных сетей недостаточно. Сейчас компания отрабатывает этот вопрос с собственниками жилья. «На каждом доме составляем дефектную ведомость и смету и выходим к собственникам с предложением о проведении капремонта за счет сбора дополнительных средств. – пояснил г-н Антипов. – Собственники постепенно начинают понимать, что они сами должны финансировать проведение данного вида работ. Например, жители жилого дома по ул. Магистральная 1, приняли решение о сборе средств на проведение реконструкции системы канализации. Средства были собраны, ремонт проведен».
«Управдом – друг человека»
Для решения накопившихся проблем компания планирует ввести институт уполномоченных по домам. По функциям они во многом будут напоминать старших по домам. Однако, старшие по домам не являлись представителями собственников и были ограничены во влиянии на работу обслуживающих организаций. Управляющая компания утверждает акты приемки работ от обслуживающих организаций только при условии, если они подписаны уполномоченными представителями. Руководство компании надеется, что «с появлением представителей своих интересов собственники получат реальную возможность контролировать качество и объемы работ, выполняемых по их дому, а также планировать проведение ремонтных работ». Но для начала уполномоченного представителя в соответствии с Жилищным кодексом необходимо выбрать из жильцов.
Помимо этого «Сибирьэнерго-Комфорт» держит курс на поддержку федеральной программы по энегосбережению и энергоэффективности. Компания оказывает помощь (консультационную и сопроводительную) в части установки приборов учета энергии.
Остается надеяться, что компании удастся реализовать эти планы. Однако можно предсказать, что могут возникнуть проблемы. Люди у нас не стремятся взваливать на себя тяжелую, но не оплачиваемую общественную нагрузку, так что мало кто пожелает стать «управдомом». И уж тем более не стремятся они платить за что-то сверх уже тарифов.