Посетить первый в Кабанском районе буддийский дацан и принять участие в традиционном молебне почти на берегу Байкала – такую возможность подарили туристам-участникам конкурса в рамках проекта «Сказочный Сагаалган». Побывать на молебне в байкальском дацане «Дамба Даржалин» посчастливилось и корреспонденту «Новой Бурятии».
Знак свыше
10 февраля выдался ветреным и снежным. Пасмурная погода сопровождала группу от самого Улан-Удэ, но в комфортном автобусе с гидом Эрдэни часы пути прошли тепло и познавательно. Истории в основном были связаны с Байкалом, гостям рассказали о Цаганском землетрясении, о переселении бурятских народов с берегов Байкала в другие районы республики. Наша основная цель – дацан «Дамба Даржалин» возле улуса Дулан в Кабанском районе Бурятии. Свои двери дацан открыл летом 2017 года, он стал первым на территории района, до этого подобных комплексов близ Байкала не было. О строительстве дацана заговорил еще в 2014 году Хамбо лама Дамба Аюшеев.
Выбор на Кабанский район пал не случайно: в Баргузинском районе уже на тот момент был дацан, а в Прибайкальском районе «было шумно». Поспособствовал принятию решения и «знак свыше». Во время путешествия по Кабанскому району в улусе Дулан Жаргал лама, лама Цогчен-дугана на Верхней Березовке в Улан-Удэ, (которого впоследствии назначили настоятелем Байкальского дацана) и его сопровождающие увидели интересную картину: посреди поля лежала кобылица, которая вот-вот должна была родить, а вокруг нее по часовой стрелке, «по ходу солнца», кружил табун лошадей. Как объяснил Эрдэни, обычно табун, если бежит по кругу, то двигается против часовой стрелки. Движение по часовой стрелке, наран зун – большая редкость.
- Жаргал лама остановил машину, чтобы узнать, что происходит. И прямо на его глазах кобылица родила жеребенка, это стало еще одним хорошим знаком. Улус Дулан был незнаком Жаргал ламе, он ни разу здесь не был, но ему показалось, что это знак свыше, что на этом месте должен быть построен дацан. После череды звонков и разговоров с администрацией района был выделен участок для строительства дацана, проводились встречи с местными жителями, с ними тоже нужно было все согласовать. И к лету 2017 года дацан был построен, - рассказал Эрдэни.
Радиоактивный камень
В дар новому храмовому комплексу были преподнесены 8 статуй божеств Лусууд ханов - повелителей воды, на санскрите их называют Нáгами. Они были подарены буддистами Китая, Монголии, и республик Тыва и Калмыкия, их выточили из белого гранита в Монголии, камень добывали на родине Чингисхана, как рассказал Жаргал лама. В основании статуй располагается черепаха, символизирующая постоянство и основу, на ней – белый лотос, знак чистоты и светлых помыслов, в бутоне цветка находится само божество Лусууд хан. Примечательно, что божество имеет облик прекрасной девушки с хвостом вместо ног, словно русалки из западных сказок и поверий. В представлении монгольских буддистов эти божества имеют женский облик, они называют их «Охин Тэнгэри» - Небесные девы.
С перевозкой драгоценных статуй произошла интересная история. На границе с Монголией российские пограничники не хотели некоторое время пропускать грузовик. Причина удивила всех – статуи были радиоактивными, показатели хоть и немного, но превышали норму. Разрешилась проблема на следующие сутки. Стояла теплая ясная погода, но вдруг небо заволокло тучами, и пошел дождь. Напомним, Лусууд хан – божества водные, поэтому это природное явление ламы тоже посчитали за хороший знак. Сопровождающие драгоценный груз начали молиться, чтобы машину пропустили через границу. Статуи стояли под открытым небом, дождь омывал каменные изваяния некоторое время. Затем ламы попросили еще раз замерить показатели. Удивительно, но уровень радиации у камня уменьшился. В итоге пограничники все же пропустили лам и статуи божеств, за месяц до открытия их привезли к дацану «Дамба Даржалин» и освятили.
Неудачи и болезни
Гостям предложили поучаствовать в молебне Лусууд Тахиха. Туристов посадили в круг, затем, пока Жаргал лама читал священные тексты, поочередно к алтарю должны были подойти 8 человек и сделать 8 подношений. Молоко красной коровы, кефир, цветок, палочки благовоний, лампада, вода, сладости и колокол - все эти подношения стояли у алтаря, человеку нужно было взять один из сосудов и мысленно попросить божество о благополучии и успехе для родных и близких во временных делах.
Цифра 8 выбрана неспроста. Согласно легенде, мир Лусууд ханов поделен на 8 государств, у каждого из которых есть свой повелитель. Эти божества очень сильны, их стихия, вода – одна из 5 главных составляющих Вселенной. Энергия водной стихии создаёт на грубом физическом уровне все жидкости организма и окружающей среды. Поэтому влияние силы Лусууд ханов на человека очень велико. Если их разгневать, они могут наслать болезни, вызвать катаклизмы, связанные с водной стихией. Но если задобрить и как следует уважить во время молебна Лусууд Тахиха – окажут помощь и, в соответствии с месяцем, в котором проведен обряд, будут поддерживать в начинаниях и других делах.
- У Лусууд ханов плохое зрение, но хороший слух и обоняние. Поэтому издревле буряты наказывали своим детям и молодежи, что нельзя на берегу водоемов шуметь, что-то жечь, особенно сейчас это пластик или резина, и окроплять воду. Лусууд ханы не любят кровь, поэтому, например, когда охотник решает вымыть руки или посуду прямо в водоеме, для него это может стать плохим знаком. Еще они не любят запах табака и алкоголя. Сейчас, к сожалению, все эти заветы часто нарушаются. Вода – это священное место, ее всегда нужно держать в чистоте, - рассказал Эрдэни.
«Дамба Даржалин» - единственный дацан в Бурятии, который почти ежемесячно проводит молебен Лусууд Тахиха. Исключение составляет месяц кабана. Согласно обычаю в этот месяц великие боги впадают в спячку. Поэтому второе название дацана – «Лусуудэ дацан».
фото: Анастасия Кыштымова