Эксклюзивное интервью нового художественного руководителя балетной труппы Бурятского театра оперы и балета, опубликовано в еженедельнике «Информ Полис». Уроженец Японии Морихиро Ивата, много лет проработавший в Москве, поразил отличным знанием русского языка и искренней любовью к буузам.
- Морихиро, давно ли вы приехали в Бурятию? Приходилось ли вам бывать в нашей республике ранее?
- На работу сюда я приехал в конце сентября. А до этого да, я уже был в Бурятии несколько раз. Впервые приезжал очень давно, даже не могу вспомнить когда – здесь проходил конкурс народного танца и я был председателем жюри. Был и в театре, общался с артистами, давал им мастер-класс.
- Наверное, Бурятия вам очень нравится, раз вы сделали такой необычный карьерный выбор. Все-таки вы много лет работали в Москве, в Большом театре и вдруг провинциальный город, провинциальный театр…
- Да, наверное, можно так сказать. Знаете, когда мне предложили эту работу, у меня не было никаких сомнений. Мне очень хотелось заниматься этим. Для меня это новый творческий виток. Еще во время первого приезда в Бурятию меня поразило то, что тут работают очень хорошие артисты. Конечно, они неизвестны широкой публике, но, работая с ними, я получаю отличную отдачу. У них есть и профессиональный уровень, и желание. Просто в этом театре они пока еще не до конца реализованы.
Говоря иными словами, у меня есть хороший товар, который нужно хорошо оформить. Это моя главная задача – расширить репертуар, чаще делать спектакли. Тогда артисты начнут постепенно раскрываться. Я очень хочу, чтобы они достигли этого раскрытия, несмотря на то что есть и сложные моменты. Со стороны я вижу, что не всегда все получается так, как я хочу. Но когда артисты искренне стараются, это все компенсирует.
- Первым балетным спектаклем в новом театральном сезоне стала «Красавица Ангара». Почему? Вы сознательно выбрали именно национальный спектакль?
- Честно говоря, это было запланировано еще до меня. Тем не менее я очень рад этому спектаклю. Ведь это один из самых первых спектаклей в истории театра, к тому же в нем, как вы сказали, присутствует национальный колорит. Это прекрасный классический балет, а не какая-то современная постановка.
Знаете, сейчас даже ведущие академические театры почему-то начинают сезон чем-то современным и непонятным. А ведь раньше коронными спектаклями на открытии сезона были «Лебединое озеро», «Жизель». Сейчас тенденции сменились, а в Бурятии остался хороший традиционный подход, который мне нравится.
На премьере артисты, конечно, очень старались. Но были определенные проблемы, ошибки, в том числе и мои. И я буду работать над этим, чтобы ничего подобного больше не повторялось. Зрители этого, может, и не поймут, но в профессиональном плане такие моменты недопустимы.
- Расскажите о своих творческих планах. Вы будете работать над теми спектаклями, которые уже есть в репертуаре театра, или будете ставить то, чего еще не было?
- В этом театре репертуара нет. Но это естественно, потому что здесь шла долгая реконструкция. Из классики в репертуаре есть только «Лебединое озеро», «Жизель» и «Щелкунчик», плюс хорошие национальные балеты «Красавица Ангара» и «1001 ночь».
Я уже не раз говорил, что раз театр носит звание академический, значит, в основе должен лежать классический репертуар. Моя задача восстановить такие известные спектакли, как «Спящая красавица», «Баядерка», «Раймонда», «Корсар» и многие другие. Так, в этом сезоне мы планируем сделать спектакль «Дон Кихот». Это очень яркий, веселый, зрелищный, наполненный юмором балет. В то же время он очень сложный технически. Я хочу начать с этого и дальше стараться работать в таком же ритме. Ведь балетные артисты растут через классический репертуар.
- Вы обмолвились, что в связи с реконструкцией в театре немало проблем. Какие из них стоят наиболее остро и требуют незамедлительного решения?
- Главное – это репертуар. Все остальное есть. На самом деле у театра удивительные возможности. Недавно в Улан-Удэ приезжал директор театра из Монголии и остался просто в восторге от оперного.
Ведь само здание очень красивое, каждый элемент здесь имеет смысл. Хорошая акустика. К тому же театр расположен в самом центре города. Он единственный на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока, не считая театра в Новосибирске, носит имя академического.
К тому же в Бурятии хорошее хореографическое училище, благодаря ему артисты работают на высоком профессиональном уровне. Материал тут просто потрясающий, надо только работать.
- Знаете, Морихиро, мне кажется, что наш современный зритель, к сожалению, не очень привык ходить на балеты. Вот, например, была премьера «Красавицы Ангары», а в зале было много свободных мест… Можно ли как-то исправить эту ситуацию?
- Да, это проблема. И одна из самых больших. Очень хорошо, что в последнее время СМИ заинтересовались театром, журналисты стали приходить, брать интервью, что-то публиковать. Это очень большая помощь для нас, ведь зрителям не хватает информации. Знаете, даже я, проходя мимо театра, не могу понять, будет сегодня спектакль или нет. Я не вижу никакой информации, не получаю ее.
Когда я работал в Большом театре в Москве, то там эта тема даже не обсуждалась. Рядом с театром всегда было много информации – баннеры, афиши. Даже стоя на остановке где-нибудь далеко от центра, я и то видел информацию о спектаклях. То есть даже театр такого уровня, как Большой, повсюду дает о себе обширную информацию. А здесь этого не хватает, и я считаю это большим недостатком.
Ведь в целом Бурятия и город Улан-Удэ очень культурные. Люди тут живут интеллигентные – не хамят, имеют чувство такта, многие соблюдают традиции. В жизни таких людей классический балет должен быть чем-то самим собой разумеющимся. Конечно, я художественный руководитель балетной труппы и моя главная задача – творчество. Но я хочу также, чтобы артисты росли, реализовывались и чувствовали себя хорошо в жизни. А для этого им нужна не только работа, но и внимание, зрители.
- Несмотря на интересную работу, вам, наверное, нелегко приходится в личном плане. Вы живете вдали от семьи, скучаете. Не планирует ли ваша супруга с детьми тоже переехать в Бурятию?
- Честно скажу, мне очень хорошо здесь. Правда. Я приезжал в Бурятию несколько раз, и мне всегда было приятно тут находиться. Например, в Москве вечером я не могу заснуть, а утром не могу встать. А здесь нет никаких проблем – я очень хорошо засыпаю и встаю с ясной головой. Многие говорили мне, что это потому, что тут хороший воздух. Но я чувствую еще и какую-то позитивную энергетику. Мне ничего не мешает. И внутри я ощущаю спокойствие.
Конечно, семья есть семья, я скучаю. Но благодаря Интернету мы каждый день видим друг друга, разговариваем. Я рассказываю о своей работе, дети – об успехах в школе, мы советуемся с женой по каким-то вопросам.
Сейчас технологии шагнули далеко вперед. А вот когда я приехал из Японии в Россию впервые, было действительно тяжело. Даже просто позвонить домой было невозможно – нужно было заказывать переговоры, ждать несколько часов…Но сегодня таких проблем нет, и это здорово.
- А освоились ли вы в Улан-Удэ в бытовом плане? Например, то же самое питание…
- Местная кухня мне очень нравится! Я очень люблю буузы и часто их ем, суп шулэн. Где-то, конечно, готовят не очень, а где-то просто потрясающе, очень вкусно!
- А были ли вы в японских ресторанах Улан-Удэ? Насколько японские блюда, которые там подают, похожи на настоящие?
- Честно сказать, то, что подают здесь, не похоже на японскую кухню. Очень не похоже. Но все очень вкусно. А какая разница, похоже или нет, если вкусно? Ведь японская кухня своеобразна. Тут наверняка нет многих продуктов – свежей морской рыбы, горных овощей.
Конечно, есть вещи, с которыми я никак не могу смириться. Например, суши с сыром. Я их часто ем, это вкусно, но это блюдо никак нельзя назвать японскими суши.
- Морихиро, ну и напоследок вы можете обратиться к нашим читателям, пожелать им что-нибудь.
- Очень хотелось бы в этом культурном городе иметь своего балетного зрителя. Ведь когда люди приходят на балет, они, как правило, в восторге. Балет – это очень красивый волшебный мир, хорошая музыка, хорошие темы.
А еще классический балет – один из самых ценных видов искусства. Я уверен, что в этом театре есть и всегда будет присутствовать это потрясающее искусство. И очень хочу, чтобы как можно больше людей приходили и наслаждались им.