Балдаев как продолжатель Гойи и Доре

Исторически сложилось, что между Днем памяти жертв репрессий 31 октября и Днем милиции 10 ноября не очень большой промежуток. И личность известного сотрудника МВД, художника и писателя Данцига Балдаева связала эти даты в один узел.
Общество |

Исторически сложилось, что между Днем памяти жертв репрессий 31 октября и Днем милиции 10 ноября не очень большой промежуток. И личность известного сотрудника МВД, художника и писателя Данцига Балдаева связала эти даты в один узел.

31 октября в английском издательстве FUEL Publishing вышла в свет книга Данцига Балдаева «Рисунки из ГУЛАГа». Книга содержит свыше 130 иллюстраций автора, показывающих ужасающие сцены из жизни ГУЛАГа, поражающие воображение: допросы и пытки заключенных, групповые изнасилования женщин, убийства.

К выходу книги известная британская газета Gardian выпустила соответствующую статью. «Эти ужасающие изображения жизни советской карательной системы – неприятная смесь из фактов и аллегории», пишет журналист Роланд Эллиот Браун. Он отмечает, что, «работая в советской карательной системе, Данциг Балдаев побывал во многих тюрьмах на всей территории СССР. Он самостоятельно собирал осколки своей профессии в страшные работы садистской порнографии, которые в 1988 году посвятил Александру Солженицыну».

Автор «Гардиан» подробно описывает работы Балдаева: «Его рисунки и описания оставляют ужасный отпечаток в воображении: на одном рисунке три голые, изнеможенные женщины, так сильно истощены от голода и тяжелой работы, что их матки опустились, выстраиваются в очередь перед лагерным врачом под плакатом с ленинским лозунгом: «Кто не работает, тот не ест». На другом – раздетый, избитый, изнасилованный необразованными охранниками профессор за его достижения в запрещенной науке. В третьей больных работников обдают паром в бане, а затем выгоняют голыми на мороз, где они умирают от шока».

Иллюстрация из книги

«Балдаев не порнограф в обычном понимании, тем не менее наполнен садистской порнографией, характерной для советской карательной машины. Антрополог-любитель, который не мог получить образование из-за политического поражения своей семьи, Балдаев пытался раскрыть на бумаге систему, которая была предопределена для него и в которой он был замешан», отмечает Роланд Браун.

Далее автор «Гардиан» отмечает, что ужасы и драмы, зарисованные Балдаевым, имеют аналоги в истории. «Бедствия войны» Гойи, к примеру, иллюстрировали политически мотивированные зверства, предсказывая современные методы ведения войны. Жуткие и тщательно проработанные гравюры Гюстава Доре изображают каждый круг ада Данте. Рисунки Балдаева напоминают обоих художников.

«Однако это не продукт пассивного наблюдателя, они не продукты воображения. Это хорошее искусство, но оно имеет пятно своего выбора между властью и жертвой. Было бы просто судить о нём с позиции безопасности и комфорта, Балдаев осмелился только лишь ненавидеть систему и клеймить, но не так, как это сделал смелый Солженицын, рискуя противостоять ей», – пишет в заключении г-н Браун.

«Рисунки из ГУЛАГа» – не первая работа известного автора, выпущенная этим издательством. В 2009 году увидела свет трёхтомная «Энциклопедия русских криминальных татуировок».

Спустя год после выхода трехтомника, издательство решило провести выставку работ фотографа Сергея Васильева, работавшего с Балдаевым. Выставка проходит в Лондоне с 30 октября по 28 ноября под названием «Русские криминальные татуировки» (Russian Criminal Tattoos). На выставке представлены фотографии, отражающие «фольклор русского криминального мира», сообщает сайт издательства .

Кол-во просмотров: 1766

Поделиться новостью:


Поделиться: