Азат Максутов: «Успех театра – это и мой успех»

Оперный театр находится в системном кризисе, корни которого нужно искать не в руководстве Антона Лубченко или в шестилетней реконструкции. Об этом «Новой Бурятии» сообщил новый худрук театра Азат Максутов.
Общество |

Оперный театр находится в системном кризисе, корни которого нужно искать не в руководстве Антона Лубченко или в шестилетней реконструкции. Об этом «Новой Бурятии» сообщил новый худрук театра Азат Максутов. «Полагаю, что театр находился в упадке и фактическом простое на протяжении 10-15 лет, – отметил художественный руководитель. – Бывшему художественному руководителю удалось привлечь внимание общественности к этому кризису, показать, что тут не все так хорошо. Но эта скандальная слава театра нисколько ему не помогла».

«Распустяйство» и бардак

Художественный руководитель Государственного академического театра оперы и балета Азат Максутов был назначен на эту должность 5 сентября. Этим днем как раз закончился контракт предыдущего худрука – небезызвестного Антона Лубченко. Азат Максутов неоднократно отмечал внешнюю красоту здания театра, его архитектуру и дизайн. Однако пока это может быть единственным красивым, что есть в театре, путь его творческого восстановления после многолетнего простоя только начинается.

В ходе непосредственной подготовки к новому театральному сезону новый руководитель столкнулся с определенными особенностями и проблемами. Одной из основных своих задач Азат Максутов считает необходимость кардинально изменить репутацию театра. Государственный академический театр, по его мнению, априори должен иметь высокий статус. Самой главной проблемой театра на сегодняшний день остаются кадры, и худрук намерен приглашать на работу квалифицированных специалистов, которых не будет смущать ореол скандальности, нависший над театром.

– Что я вижу сегодня? Я вижу, что люди разучились работать. К сожалению, уровень квалификации многих специалистов не соответствует занимаемым ими позициям, – отметил Азат Барыевич. – Отчасти я даже понимаю возмущение предыдущего художественного руководителя, но решать эти проблемы постараюсь более эффективно. Будем приглашать специалистов, которые готовы планомерно работать. Нужны режиссер, первые голоса оркестра, художник. Сейчас уже назначен исполняющим обязанности худрука балета Баярто Дамбаев, на которого мы возлагаем большие надежды.

Новый руководитель не ставит задачу увольнять кого-либо. Познакомившись с оркестром, Азат Максутов создал экспертную комиссию, которая уже установила необходимость частичной переаттестации. Напомним, что оркестр проходил аттестацию в прошлом году в бытность г-на Лубченко, однако она не была закреплена документально. По словам Максутова, теперь оркестр «снова расслабился», и, похоже, его придется заставлять звучать заново.

Завлит театра оперы и балета, театровед Туяна Николаева считает, что театр пребывал в настоящем коллапсе уже к моменту начала реконструкции, а движение к этому состоянию начал с 80-х годов.

– Все эти годы номинально оперный, конечно, жил, но что это была за жизнь? – отметила Туяна Николаева. – Люди сохранились, а театра не было: более чем за десятилетие не было ни одного спектакля, который можно было бы назвать художественным событием. И с открытием театра после реконструкции, в процессе подготовки к гала-концертам, премьерам одноактных балетов, оперы «Энхэ-Булат Батор» стало понятно, что театр не готов в нормальном функциональном режиме выпускать спектакли. К сожалению, прошедший сезон в силу своей чрезмерной революционности почти никак не поспособствовал улучшению ситуации.

Туяна Олеговна солидарна с новым худруком в том, что основные проблемы в театре – кадровые, и недавнее прослушивание оркестра в том числе в очередной раз это показало.

– Школа для музыканта закладывается с детства, – отметила Туяна Николаева. – А у нас в стране так странно построена система обучения музыке, что пониманию музыки учат только в музыкальном вузе. Ни в школе, ни в училище не учат музыку слушать и слышать, понимать стили и стилистику, нюансы и оттенки, учат музыкальной грамоте, но не учат музыкальной культуре. Не учат культуре звука, звукоизвлечения и многим другим вещам, из которых складывается музыкант. Подчеркну, именно музыкант, и из этих вещей складывается классность музыкантов. На сегодня я с ужасом поняла, что в нашем оркестре только один по-настоящему классный музыкант...

Решить эту проблему, пожалуй, можно только привлекая в театр новых музыкантов с хорошей школой и тем самым заполняя множество оркестровых пустот. К примеру, в оркестре оперного сейчас один контрабас и до сих пор нет арфы. Руководство же подчеркивает необходимость создания творческой массы, которая знает, что нужно делать, и понимает как.

Негодование Азата Максутова по многим проблемам, как и его желание возродить театр, заметно невооруженным глазом. При этом его особо не удивляет существующее положение. На самом деле это не только проблемы отдельно взятого театра или даже области культуры.

– Все мы прекрасно знаем, что «распустяйство» и бардак у нас по всей стране, а не только в культуре, – заметил худрук. – Это не просто нежелание или неумение работать. Это еще и неоправданные амбиции и отсутствие культуры во всем. Я очень рад тому, что благодаря учебе в Германии у меня есть опыт другой музыкальной культуры, другой культуры работы, взаимодействия с людьми. Это позволяет мне не растерять мечту, желание работать в искусстве и желание вселить эти ощущения всему коллективу театра.

Премьеры

Тем не менее в текущем сезоне у театра большие планы. Уже 1 октября состоится премьера оперы в трех действиях «Кармен» Ж. Бизе, которая прозвучит полностью на французском языке и главную партию исполнит известная испанская певица Мария Хоcе Монтиель, а дирижировать будет испанец Борха Кинтас. От этой постановки сам театр ждет ярких впечатлений и эмоций и «глоток свежего воздуха». Также в октябре ожидаются гастроли на Дни Бурятии в Москве, где коллектив выступит на сцене Большого театра.

В планах нового художественного руководителя реставрировать и реабилитировать балет «Красавица Ангара». В ноябре зрителям будут показаны оперы «Энхэ-Булат Батор» и «Князь Игорь». К новому году планируется поставить на сцене театра балет «Щелкунчик», а после Нового года – оперу «Пиковая дама», для участия в которой приглашены известные исполнители Чингис и Елена Аюшеевы и режиссер Мариинского театра Алексей Степанюк.

И, конечно, новый худрук намерен воплощать на сцене театра новые интересные проекты бурятских композиторов. В этом театральном сезоне должен появиться детский мюзикл «Рог-группа «Звери» (рог-группа – это не опечатка!), или Поющий верблюжонок», музыку для которого пишет композитор Баир Дондоков, а либретто написал драматург Геннадий Башкуев.

Худрука радует и то, что находятся люди, на которых можно опереться, у которых есть желание и воля вывести театр из кризиса.

– Мне нравится позиция министра культуры Бурятии Тимура Цыбикова, его решительность и взгляд на развитие учреждений культуры, – сообщил Азат Барыевич. – Новый директор Аюна Цыбикдоржиева всерьез занялась проблемами театра, я вижу, как много ей приходится работать, «разгребать» то, что осталось от прошлого руководства. Помогает решить оркестровые задачи солист, ассистент дирижера Владимир Ткаченко, который богат современными, конструктивными идеями. Во многих вопросах я могу положиться на концертмейстера оркестра Дарью Станишевскую и лидера по оперной части Дариму Линховоин.

У Азата Максутова заключен контракт на работу в театре оперы и балета на один год. Пока молодой художественный руководитель не говорит о дальнейших планах, считая, что если и он, и театр будут заинтересованы друг в друге и спустя этот срок, то Максутов может продолжить свою работу в его стенах. «Пока нам всем сейчас предстоит сложная работа, чтобы в итоге создать тот продукт, который будет интересен, – отметил Азат Максутов. – Зрители должны приходить в театр, чтобы отдыхать, коллектив должен быть доволен своей работой. Уверен, что успех театра – это и мой успех».

Кол-во просмотров: 711

Поделиться новостью:


Поделиться: