Аюна Дарханова своей книге «Шаманизм бурят Предбайкалья в постсоветский период», презентация которой недавно прошла в Национальной библиотеке, рассмотрела биографии 16-ти шаманов западных бурят, изучила и проанализировала их деятельность и процесс шаманского становления, а также разработала классификацию современных шаманов Предбайкалья. На рубеже XX-XXI веков бурятский шаманизм вступил в новую фазу своего развития.
Началом возрождения бурятского шаманизма можно считать 1993 год, когда в Бурятии была зарегистрирована ассоциация шаманов «Хэсэ хэнгэрэг», в 1999 году появилась Эхирит-Булагатская организация шаманистов «Сахилгаан», в 2003 году – МРОШ «Тэнгэри» (Улан-Удэ).
Сущность шаманизма
Морально-этические нормы у шаманистов своеобразны. Шаманистская нравственность отличается от христианских и буддийских ценностей. Она направлена на взаимоотношения с миром божеств и духов, природой, родственниками, живущими ныне, предками и потомками. Шаманисты прекрасно осознают, что жизнь жестока и у нее есть свои законы, поэтому у них нет идеалов «святого». Даже высшие тенгрии не являются образцом святости: они хвастливы, дерзки, среди восточных тенгриев – повсеместно раздор и зависть. Поэтому они воспринимают человеческую натуру с ее слабостями и недостатками.
Классификация шаманов
Автор книги разработала классификацию современных шаманов западных бурят и выделила в ней полноправных шаманов. Они отличаются наследственностью утха, использованием традиционных методов. Полноправные шаманы подразделяются на шаманов консервативных (шаманов «старого поколения») и прогрессивных, которые отвечают вызовам современности. Они, в свою очередь, делятся на ортодоксальных шаманов и хранителей. Ортодоксальные шаманы, по мнению ученого, стремятся возродить полузабытые практики и традиции, но объясняют многие явления с позиций современной науки. Хранители же стараются сберечь без изменений те традиции, которые сохранились от старших поколений до сегодняшнего дня. Также существуют шаманствующие личности – старики, жрецы, гадатели, предсказатели и костоправы. Ярким примером ортодоксального шамана является Валентин Хагдаев. Для проведения обрядов к нему приезжают такие известные люди, как бразильский писатель Паоло Коэльо, модель Наталья Водянова, лорд Джастин Портман, политик Анатолий Чубайс.
Исторические этапы
В советский период шаманы утратили ряд важных функций, оказавшись под запретом. Они утратили свои позиции просветителей и наставников в связи с проводившейся культурной революцией. Социальные функции сократились до минимума, они сводились к отправлению нескольких элементарных обрядов: гадание, знание родословий, традиций, преданий, обрядов. Однако шаманизм не был полностью искоренен, он сохранился благодаря тому, что вжился в сознание, мировоззрение, быт верующих, переплетался с народными обычаями и традициями.
С конца 1980-х годов шаманизм на правах исконной религии бурят стал возрождаться, завоевывая все большее пространство. Сначала шаманы восстанавливали свое былое влияние в традиционных областях культовой деятельности, знахарства, общественной жизни и политической деятельности. Однако остались невостребованными военная, хозяйственная и судебная функции шаманов. В настоящее время к основным шаманским функциям прибавились светские нерелигиозные функции: политический, общественный, культурный и научный виды деятельности.
В последние десятилетия стали проводиться более массовые и масштабные молебны. Шаманисты восстанавливают сакральные места, разрушенные кузницы, устанавливают сэргэ – коновязи. Но вместе с тем упрощаются, сокращаются и удешевляются обряды и тайлганы. Для обрядов требуется меньшее количество скота, теперь на крупных обрядах достаточно одного барана или коня. Если небольшой обряд проводит одна семья, достаточно бараньего мяса. Также ослабли запреты, на обрядах могут присутствовать женщины, используется фабричная водка, а не молочная. Эти изменения нашли укоренение в традиции.