Напомним, в2019 году улан-удэнскому музею исполнилось 75 лет. 4 октября на торжественной церемонии открытия трех выставок, посвященных юбилею, он подарил Национальному музею Бурятии авторский экземпляр медали «Музейный Олимп». На медали изображена античная богиня памяти, мать всех Муз – Мнемозина.
– Как отметили коллегии из Монголии, 75 лет бывает только раз в 100 лет. Этот период был насыщен самыми многообразными событиями и вместил в себя много напряжённого, драматичного и радостного... От всей души желаю вам крепкого здоровья, счастья, благополучия, новых успехов в вашей деятельности! Пусть у музея будет больше уникальных экспонатов, интересных выездных экспозиций и желающих все это увидеть, – отметил Вячеслав Борисович.
Также он посетил выставку Бато Дащицыренова «Материнская линия II». Вячеслав Бухаев рассказал о художнике, который был его другом. Он отметил целеустремленность Бато. Ведь он пять лет поступал в Санкт-Петербургскую Академию художеств им. И.Е. Репина.
– Он поступил на отделение театральной живописи. Его руководителембыл Эдуард Кочергин, главный художник БДТ им. Г.А. Товстоногова. Бато был его лучшим учеником. За его дипломную работу Эдуард Кочергин поставил пять, но заведующий кафедрой живописи и композиции, народный художник СССР Андрей Мыльников выступил категорично. Поставил четыре. Кочергин обиделся и ушел из театрального, – рассказал Вячеслав Борисович. – Театр — это особое мышление, ощущение пространства. Бато Дащицыренов — философ. За его простотой скрывается огромный смысл. Все его работы — для будущего! Меня поразило количество людей, которые пришли попрощаться с ним в Мариинскую больницу. Я думал, что придет 30 человек, а столько народу собралось. А так просто не бывает. Он был добрым, искренним, доступным, естественным. Он привлекал народ. А какие песни он пел. Играл на лимбе, морин-хуре.
Известный театральный художник Эдуард Кочергин так отозвался о своем ученике: «Бато – прекрасный пластик, очень собственный и очень бурятский, а значит, и подлинный, и всеобщий». Бато Дашицыренов был живописцем, графиком, скульптором и сценографом.
– Помню случай. Сидели, чай пили. К нам подходит молодой человек, просит деньги на билет. Мол, его ограбили. Бато встал, достал деньги и отдал ему.Потом рассказал, что в прошлом году у него был аналогичный случай в Москве. Его обокрали. Он бегал по аэропорту Домодедово и просил денег на билет. Объявили рейс из Якутии. Он познакомился с якутом, который летел на юг. Тот ему помог. Бато записал его адрес, чтобы выслать ему деньги, но потерял бумажку. Вот его совесть мучила, – отметил он.
Кроме того, Вячеслав Бухаев рассказал о проектах, которые они планировали с Бато Дашицыреновым реализовать в Улан-Удэ. Так, перед Бурдрамой должна была появиться скульптура с изображением тотемных животных бурят.
– Тогда директором театра был Доржи Сультимов. Вот эскиз данного произведения. Изображены тотемы бурятских народов: налим, бык, белая лебедь и т. д. Но проект не воплотился в жизнь, – отметил он. – Также мы делали памятник жертвам репрессии. Стоят женщина с прической каре, характерной для 30-х годов, и ребенок. Смотрю, а тетенька без рта. Бато говорит, что в то время все боялись и ничего не могли сказать. А мальчик с челочкой стал немного понимать и начал пищать.
В экспозиции представлен эскиз скульптуры «Шагай», которую планировали установить перед гостиницей «Бурятия».
— Это живописно. Особенно для восприятия сверху. Гостиница высокая. Это было бы красиво, когда из номера смотришь. И символично Круг, а внутри шагай.
Бато Дашицыренов ушел из жизни в самом расцвете творческих сил. 18 сентября 2010 года в Санкт-Петербурге на 50-м году жизни. Он унес с собой множество невоплощенных замыслов.
— Я приходил навестить его. Выглядел Бато уставшим. Хотя шел на поправку. В тот день его брата в Улан-Удэ насмерть сбила машина. Через полдня умер и Бато.
Бато Дашицыренов родился в с. Хурамша Иволгинского района Бурятии. В 1995 году окончил Санкт-Петербургскую Академию художеств им. И.Е. Репина, отделение театральной живописи (мастерская Э.С. Кочергина). С 1995 — 1999 гг. — главный художник Бурятского государственного академического театра оперы и балета (г. Улан-Удэ).
В 2000 — 2004 гг. — главный художник Художественно-производственного комбината Мариинского театра (г. Санкт-Петербург), с 2006 года — руководитель скульптурных мастерских Мариинского театра.
Основные работы в театре: «Дама с камелиями» (1996), «Фауст» (1998), «Жар-птица» (1997), «Где ты, сын вечного синего неба?» (Ю. Эрдынеев, Бурятский академический театр драмы им. Х. Намсараева), эскизы костюмов к спектаклю «Шаманские сновидения» (1998), «Война и мир» (2001), мемориальная доска «Памяти Хамбо Итыгилова» (Санкт-Петербургский буддийский храм, 2005), сценография мюзикла «Танец орла» (Бурятский академический театр драмы им. Х. Намсараева, 2008) и др.