Автономные учреждения. Свободное плавание или добровольное утопление?

1 января 2011 года станет часом «икс» для госучреждений страны.
Политика |

1 июля 2012 года станет часом икс для госучреждений (ГУ) страны. На прошлой неделе Госдума РФ приняла во втором чтении законопроект о совершенствовании правового положения и реформе финансирования государственных и муниципальных учреждений. Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» предлагает разделить все ГУ и МУ на три типа – казенные, автономные и бюджетные учреждения.

Все учреждения, не связанные непосредственно с безопасностью (МЧС, ФСБ, военные, тюрьмы и т.д.) станут самостоятельными единицами, зарабатывающими сами себе на хлеб. А это школы, больницы, библиотеки, реабилитационные центры для инвалидов и т.д., то есть учреждения ныне полностью зависимые от бюджета.

В первом чтении он был принят в начале 2010 года. Несмотря на скандальность и предполагаемые радикальные изменения для социальной сферы страны, свой протест выражают только коммунисты. А тем временем, переход на формат автономных учреждений затронет интересы миллионов россиян, Бурятия не исключение.

Бюджет не тянет

По словам авторов законопроекта, система бюджетных учреждений «функционирует в отрыве от современных подходов к развитию госуправления, от принципов оптимальности и достаточности предоставления государственных и муниципальных услуг». «Органы публичной власти содержат существующую систему бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества оказываемых ими услуг. При этом общее количество учреждений, входящих в указанную систему, весьма велико: на федеральном уровне, по состоянию на 1 апреля 2009 года, насчитывалось 25 287 учреждений, на региональном и муниципальном уровнях, по состоянию на 1 января 2009 года, — 302 660 учреждений. В существующем правовом статусе у бюджетных учреждений отсутствуют стимулы к оптимизации и повышению эффективности собственной деятельности», – заявила замдиректора департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Татьяна Саакян на сайте Бюджет.ру.

И реорганизация необходима для повышения качества услуг ГУ, а также снизить нагрузку на бюджеты всех уровней, стимулировав «нахлебников» на зарабатывание денег. Без «принудительного глобализма» не обойтись, ведь ФЗ-174 «Об автономных учреждениях» был принят ещё в 2006 году, но за два года мало кто из бюджетников захотел самостоятельности.

Хотя автономные учреждения не будут выброшены на коммерческий рынок, госзаказ будет формироваться учредителем (профильным министерством) на некую сумму, остальное придётся зарабатывать самим. Однако в автономизации есть и преимущества, например, возможность самим распоряжаться заработанными средствами, а также имеющейся недвижимостью, кроме той, которую внесут в категорию «особо ценной». Исчезнет необходимость в отчётах и согласовании мелких сделок с учредителем.

Другой вопрос, насколько обеспечивающим будет госзадание, и как отразится на гражданах необходимость вчерашних ГУ зарабатывать деньги. Станут ли при этом платными школьные уроки, процедуры в больницах, книги в библиотеках, допобразование...

Все «за» и «против»

Итак, ощутимого сопротивления ни на уровне федерации, ни в регионах законопроект не встречает. Ответа на вопрос, что вы думаете об автономных учреждениях и как можно отстоять интересы граждан в отдельно взятой республике, в Народном Хурале (НХ) Бурятии просто не знают. Депутаты ссылаются на министра культуры, мол, «он лучше знает».

Коммунисты Бурятии во главе с Вячеславом Мархаевым считают недопустимым принудительный переход на автономную форму бюджетных учреждений. «Мы уверены, что курс на коммерциализацию бюджетных учреждений – это путь к их разрушению», – заявил руководитель рескома КПРФ, депутат НХ Вячеслав Мархаев, оговорив при этом, что переход отдельных бюджетных учреждений на коммерческую основу возможен. «К этому процессу надо подходить крайне вдумчиво и очень аккуратно. Если этого не будет, а будет кампания по переводу всех бюджетных учреждений на коммерческую основу, то мы получим в итоге разрушение всей системы бюджетных учреждений и социальное потрясение всей республики», – добавил депутат Мархаев.

А теперь самое интересное

В Бурятии за время действия ФЗ-174 автономные учреждения были созданы в разных областях, на новый формат работы перешли учреждения, подведомственные Минсоцзащите, Минкульту, Минобразованию, Минстрою. Одним из первых стало БТИ республики, ещё в 2008 году оно перешло на «автономку». По словам юриста Андрея Хартишина, система работы стала гибче и удобнее, никаких потерь или сокращений не было.

Но тут же есть пример из Новокижингинска. АУ РБ «Республиканский центр по реабилитации инвалидов» уже год как в новом формате. Директор Сергей Недорезов сетует на недостаточную сумму госзадания и образовавшиеся долги по коммуналке. «Когда мы в апреле прошлого года переходили на автономию, нам пообещали первые три года полное финансирование. – сообщил директор. – Но на деле оказалось не так. В прошлом году нам пришлось самим заработать недостающую сумму в 1 млн 726 тыс. рублей, в этом году госзаказ ещё меньше, где мы будем изыскивать четыре миллиона, не знаю».

Главным сторонником автономизации в Бурятии можно считать молодого министра культуры Тимура Цыбикова. Его ведомство ударными темпами воплощает политику федерального центра. В 2010 году планируется перевод республиканских учреждений в автономные. Исключения составят лишь те учреждения, здания которых находятся в стадии реконструкции. Министр советовал «относиться к новшествам не как к беде, а как к источнику зарабатывания денег».

Так почему же ГУ так боятся «автономки». Страх перед неизвестностью? Неверие в свои силы? Дело в том, что рассматриваемый в Госдуме законопроект, безусловно, хорош в перспективе, изменения в бюджетной сфере необходимы. Но, пока мы придём к «светлому капиталистическому будущему» на коммерческих отношениях, возможно, сотни, а то и тысячи учреждений, сельских школ и библиотек будут обанкрочены и канут в Лету. Потому как опять же по законам свободного рынка спрос формирует предложение, и до последнего времени искусственный спрос в таких областях, как сельская культура и сельское образование, стимулируется и поддерживается только государством.

Евгения Балтатарова

Кол-во просмотров: 2149

Поделиться новостью:


Поделиться: