Минувший год был весьма насыщенным для улан-удэнских автомобилистов. 2011 год запомнится городским автомобилистам топливным кризисом, реформой ГИБДД, отменой техосмотра и автомобильными новинками. «Новая Бурятия» решила подвести своеобразные итоги года и вспомнить вместе с читателями наиболее важные автомобильные события ушедшего 2011 года.
«Бензиновый кризис»
В апреле 2011 года Россия столкнулась с нефтяным кризисом, что повлекло за собой резкий рост цен на бензин, который весь год характеризовался нестабильностью и завышенной стоимостью: в январе цены на автомобильное топливо постоянно росли, в феврале немного упали, а в апреле в стране грянул топливный кризис. В некоторых регионах бензин исчез с АЗС, где-то цены на него достигали 50 рублей за литр.
Бурятия также пережила бензиновый кризис, но по-своему: воспользовавшись ситуацией, компания-монополист «Бурятнефтепродукт» нарушила антимонопольное законодательство, сократив отпуск топлива для мелких АЗС. Это стало причиной нехватки горючего в розничной сети и повышения цен на бензин. Резкий скачок цен не остался незамеченным соответствующими органами. В сентябре 2011 года УФАС назначило БНП штраф в размере 875 тыс. рублей за дискриминацию независимых АЗС.
В дальнейшем такие ситуации, к счастью, не повторялись, но цены на бензин росли и продолжают расти. Ходят слухи, что очередной скачок цен на горючее ожидается после выборов президента в марте 2012 года.
Развязка и пробки
Бесконечные пробки из-за строительства новой развязки в районе Центрального рынка изрядно потрепали нервы улан-удэнских автомобилистов в ушедшем году. Город встал еще летом, когда начала строиться развязка на ул. Куйбышева – Балтахинова. Но тогда еще горожане рассчитывали на то, что после введения ее в эксплуатацию ситуация изменится. Однако когда путепровод открыли, в районе Центрального рынка по-прежнему возникали заторы.
Еще более усугубило ситуацию строительство второй очереди транспортной развязки. Закрытие части улицы Балтахинова привело к тому, что пробки стали образовываться не только на Центральном рынке, но и по всему городу. Самое печальное, что терпеть все эти неудобства горожанам придется до сентября 2012 года. Решить же проблемы с пробками какими-то альтернативными путями невозможно.
Маршрутные войны
Минувший год стал скандальным в сфере пассажирских перевозок. В течение всего 2011 года на городских маршрутах то и дело разгорались конфликты с мэрией из-за неудовлетворенности результатами проводимых ею конкурсов на право транспортного обслуживания населения. Свое недовольство выразили перевозчики маршрутов №№36, 56, но самыми нашумевшими стали конфликты на 57-м и 97-м маршрутах.
Так, перевозчикам маршрута №57 удалось выиграть иски против мэрии сначала в Арбитражном суде Бурятии, а затем в апелляции в Чите по возмещению убытков, понесенных в течение двухмесячного простоя, когда администрация снова разрешила им обслуживать население. Событие стало особенно примечательным, так как это был первый суд, выигранный частными перевозчиками.
Конфликт на маршруте №97 и вовсе чуть не вышел на всероссийский уровень, что в преддверии думских выборов было крайне невыгодно. Ведь протестные настроения росли не только среди 120 водителей ООО «Дархан Авто», лишившихся работы в ходе конкурса, но и среди пятитысячного населения отдаленных поселков, не удовлетворенных работой новой бригады 97-го маршрута. В итоге в муниципальный конфликт, длившийся на протяжении всего 2011 года, вмешались республиканские власти.
Итогом этой катавасии стало решение вернуть на маршрут старых перевозчиков, а проведение каких-либо конкурсов временно отложить. Городские власти обвинили их в невыполнении обязанностей, ведь организовывать пассажирские перевозки в черте города должны именно они.
Новые права
С 1 марта 2011 года в Бурятии, как и по всей стране, водителям начали выдавать удостоверения нового образца. Новое водительское удостоверение представляет собой пластиковую карточку, имеет высокую полиграфическую защиту и специальный штрих-код, позволяющий дублировать отдельные его реквизиты в специальном формате. Стоимость госпошлины на замену старых прав на новые составляет 800 рублей.
Рост продаж автомобилей
По сравнению с прошлым годом продажа автомобилей выросла почти в два раза. При этом, как отмечают дилеры, покупатели стали все чаще приобретать машины в автосалонах. Там предлагаются разнообразные кредитные программы под выгодные проценты.
Так, крупнейшая группа компаний «БайкалАвто», включающая в себя три дилерских центра – Nissan, Hyundai и Renault, предлагает вседорожник Nissan X-Trail, седан Nissan Teana, кроссоверы Hyundai под низкие процентные ставки. А автомобили Renault и того ниже, впрочем, «французы», как говорят, и более капризны в эксплуатации. Тем не менее автомобили приобретаются в основном за наличный расчет – в кредит продается около 35% от проданных авто.
Что касается подержанных автомобилей, то и в этом секторе отмечен рост продаж леворульных автомобилей. Эта тенденция появилась, когда стали обсуждаться новые правила техосмотра, а в официальных источниках стали появляться вести об отмене ввоза и эксплуатации праворульных машин.