Водителям этой зимой придется осваивать азы скольжения по дорогам Бурятии. Зима в этом году, как водится, подкралась незаметно. По крайней мере, такова ситуация для служб, ответственных за благоустройство города. Что же будет дальше?
Ежедневно автомобилисты города Улан-Удэ наблюдают картину, когда сотни автомобилей, включая и общественный транспорт, пытаются передвигаться по гололеду. В самых оживленных местах городских автодорог проблескивает шероховатый асфальт, зато в отдаленных районах, где не так много машин, дороги устланы толстой и опасной коркой льда.
– Не помешало бы посыпать чем-нибудь, чтобы снег на дорогах вовремя таял и не становился причиной зимних ДТП, – сетуют автомобилисты.
Гололед на дорогах наблюдается в утренние и вечерние часы, когда за окном подмораживает.
Если в других регионах страны подсыпка из реагентов это дело обыденное, то для Бурятии – незаконное. Согласно Закону «Об охране озера Байкал», на территории всей республики категорически запрещено использование каких-либо химикатов либо реагентов, которые могут нанести потенциальный вред озеру, проникнув в почву или грунтовые воды. А потому ждать химического вмешательства не стоит.
– В этом году мы не планируем закупку и использование химических реагентов. Посыпаем дороги в период снегопада и после него только песчанно-гравийной смесью. Также работаем по обращениям из ГИБДД и от жителей города. В среднем на сезон уходит объем смеси около 14 тыс. тонн, – пояснил главный инженер Комбината по благоустройству города Улан-Удэ Сергей Голов.
Также он отметил, что в городе на посыпке дорог задействованы 15 автомобилей-пескоразбрасывателей и 3 единицы большегрузов. На балансе города сейчас находится порядка 80 единиц техники, вся она исправна. Но на данный момент, по словам Сергея Голова, этого количества недостаточно. Чтобы полностью обеспечить город безопасными дорогами, требуется работа еще дополнительных 20–23 тысяч автомобилей-пескоразбрасывателей. На приобретение данной техники пока не хватает финансирования.
Песчаная подсыпка сметается с дорожного покрытия колесами автомобилей за считанные секунды, поэтому для устранения гололеда требуются десятки тысяч тонн материала.
Противопоставить гололеду, морозу и снегу на дорогах можно только мастерство водителя и правильно выбранную резину. Но водители часто сомневаются, что лучше использовать: шипы или «липучку».
Шипы – это универсалы. Они врезаются в любое покрытие, не могут пробить только лед при температурах ниже минус 20 градусов. Наиболее неблагоприятным для шипованной резины будет движение по асфальту. В этом случае шипы интенсивно стираются и высока вероятность, что они будут вылетать.
Трудность для шипованной резины представляет глубокий свежевыпавший снег, при нем шип не добирается до твердого грунта. Справедливости ради, надо отметить, что и «липучка» в таких условиях показывает себя не лучшим образом.Обычно, кроме общих рассуждений о том, какие шины лучше на зиму – шипы или «липучка», проводят сравнительные испытания. Один из полученных в ходе них результатов показал, что
в большинстве случаев лучше шипованная резина. Но это касается только одной стороны – проверки шин на льду. А в реальной жизни ситуация более сложная. Если в зимнее время автомобиль эксплуатируется в условиях большого города и только по расчищенным дорогам, то вполне возможно использование «липучек». Однако стоит иметь в виду, что при ухудшении погоды машина с такой резиной управляется и тормозит хуже. Кроме того, необходим навык вождения автомобиля с подобными колесами.
А вот и конкретная информация: тормозной путь автомобиля на льду на нешипованных шинах заметно длиннее, чем на шипованных, в некоторых случаях на 50–70% при прочих равных условиях. То есть, к примеру, вместо 60 метров, которые вы могли бы проехать до полной остановки на шипах, вы проедете на «липучке» аж 90–100 метров. В то же время шипованная резина всегда обеспечивает надежный контакт с дорогой, правда, за это приходится платить повышенным шумом при движении, контролем над техническим состоянием покрышек и более частым их обслуживанием и заменой.