Туризм в Бурятии может быть не только «байкальским» – каждый район республики обладает огромным туристским потенциалом
Туристическая Мекка
В республике представлены практически все популярные виды мирового туризма, не хватает только развитой инфраструктуры и транспортной доступности. И хотя на волне кризиса среди российских туристов все большую популярность приобретает внутренний туризм, долететь до Бурятии все еще не каждому россиянину по карману. И в ожидании гостей – не местных, а, так сказать, из соседнего зарубежья – Бурятия продолжает развивать инфраструктуру. Строятся гостиницы, улучшается сервис, прокладываются все новые туристские маршруты.
О планах Бурятии стать туристической Меккой заявлял Вячеслав Наговицын еще в 2013 году объявленным Годом туризма в республике. Большие надежды возлагались на ОЭЗ «Байкальская гавань», строящуюся на берегу главного флагмана бурятского туризма – озера Байкал. Но турзона пока все еще строится и расширяется. Зато с каждым годом на 10-20% растет поток туристов, которым Бурятия готова предложить отдых не только на берегу Байкала.
В настоящее время перспективными в плане развития туризма названы почти половина административных районов Бурятии. Туристические кластеры формируются не только в байкальской прибрежной зоне, но и в других районах Бурятии, далеких от Байкала. Это Тункинский, Кяхтинский, Окинский, Мухоршибирский и Тарбагатайский районы.
«Небайкальская» Бурятия
За последние два года Бурятия достигла немалых успехов в развитии туризма. Причем осваивает Бурятия не только «байкальский» рекреационный туризм, но и успешно продвигает деловой и событийный туризм, организуя многочисленные байкальские форумы, международные культурные фестивали.
В приоритетах стоит и религиозный туризм. Бурятия давно известна как российский центр буддизма, к тому же не так давно открытый феномен Хамбо ламы Итигэлова каждый год привлекает все новых паломников, стремящихся поклониться нетленному телу ламы. Все популярнее становятся паломнические туры к лику Богини Янжимы в Баргузинской долине и сандаловой статуе Будды Зандан Жуу в Еравнинском районе. Помимо этих святынь в каждом районе есть немало сакральных мест, куда также можно съездить поклониться.
Бурятия продвигает и лечебный туризм: Центр восточной медицины и местные эмчи-ламы давно принимают гостей республики, наслышанных о чудесах тибетской медицины. Кроме того, Бурятия известна как край целебных источников: кроме тункинского Аршана, почти каждый район может похвастаться многочисленными целебными источниками.
Пару лет назад агентство по туризму затеяло интересный проект: развитие гастрономического туризма в Бурятии. Ведомство провело опрос, по итогам которого была разработана программа, дополняющая основные туристические маршруты Бурятии. По словам специалиста агентства Оюны Харитоновой, спроса на чистые гастрономические туры, конечно же, нет. Зато как дополнение к основным направлениям гастротуры реализуются вполне успешно. Основной гастрономический бренд Бурятии – это, бесспорно, буузы. Которые, кстати, могут быть «онохойские», «шэнэхэнские» и, внезапно, рыбные «баргузинские». И таких собственных гастрономических брендов в каждом районе Бурятии найдется немало: семейские пироги, боргойская баранина, еравнинская пелядь, окинское ячье мясо, зутран-чай и так далее.
Бурятия активно развивает экологический и экстремальный туризм: пешие и конные походы, сплавы по горным рекам, восхождение на вершины Саян, охоту и рыболовство. И как раз большая часть маршрутов спортивного и экстремального видов туризма сосредоточена в «небайкальских» районах Бурятии.
Три проблемы бурятского внутреннего туризма
Каждый раз, говоря о развитии туризма в Бурятии, чиновники имеют в виду пребывание гостей на Байкале. И недостаточно часто вспоминают о внутреннем туризме – путешествиях жителей и гостей Бурятии по районам республики. Он развивается как бы сам по себе, по большей части в силу бурятских обычаев и традиций, благодаря религиозным обрядам и межродовым бракам, регулярным рабочим командировкам.
Незаметно продвижение внутреннего туризма в небайкальские районы республики. Периодически мелькают в социальных сетях рекламные посты с предложением религиозных и оздоровительных туров. Изредка появляются предложения с пешими турами к местным достопримечательностям, сакральным местам Бурятии, реже – предложения с экстремальными маршрутами. Да и в самих районах недостаточно информации о местных достопримечательностях. Даже командировочные всю информацию получают у администраторов гостиниц, которые становятся для них этакими непрофессиональными гидами.
Зато многие жители республики, зачастую путешественники вынужденные, могут рассказать, в скольких районах республики побывали и какие объекты стоит посетить в том или ином районе. Они, как многие гости Бурятии и многочисленные эксперты российского туризма, в один голос твердят о двух основных проблемах бурятского туризма: слабая инфраструктура и транспортная доступность. Причем, говоря о транспортной доступности, они имеют в виду состояние дорог республики.
Именно состояние дорог мешает большинству районов раскрыть свой туристический потенциал. Ведь не каждый улан-удэнец рискнет выехать отдохнуть пару дней на своем автомобиле, например, в Еравнинский район. Для него комфортнее проехаться по федеральной трассе до Байкала: и близко, и машина целее. И он отложит поездку в «край голубых озер» до лучших времен: «пока дорогу не построят».
Удивленные малым количеством предложений туристических маршрутов в некоторых районах Бурятии собеседники автора высказали такую шутливую версию: «Зачем строить дороги в нетоптаный рай? Туристы-охотники передвигаются в основном на вездеходах типа УАЗиков или заграничных джипах. Эти заядлые охотники и рыболовы, любители непуганой дичи и богатых рыбой водоемов, ценят места, далекие от основных туристических маршрутов. Может быть, именно поэтому некоторые районы Бурятии, богатые дичью и рыбой, не особо стремятся развивать внутренний туризм. Самим больше достанется…».
В каждой шутке…
Версия, конечно, несерьезная, но действительно заставляет задуматься: что мешает некоторым районам заняться туристической деятельностью и разработывать те же охотничьи туристские маршруты? Ведь не только дороги и инфраструктура. Транспортная доступность – не слишком хорошее оправдание для бездействия. Точно так же отзываются эксперты о транспортной доступности Бурятии в целом: «Дорогие билеты — проблема решаемая: будет туристический поток и конкуренция среди авиакомпаний, цены снизятся». Значит, чтобы существовала конкуренция на перевозки, нужно создать спрос. А создание спроса – это развитие инфраструктуры, продвижение туристских услуг, разработка интересных маршрутов. Создание развитой инфраструктуры тоже решаемо, тем более что сегодня проводятся различные конкурсы, выдаются гранты, предлагается обучение для заинтересованных по привлечению инвестиций. Но пока сами жители района и его администрация не увидят в туризме еще один источник дохода, внутренний бурятский туризм так и останется в зачаточном состоянии.
Районы, конечно, озадачились – ведь им уже несколько лет твердят, что туризм – самая перспективная отрасль в Бурятии. Не зря же несколько проектов вошли в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма». Проблема в том, что о проектах знают в Ростуризме, но не знают в Бурятии. Более того, не знают и сами жители районов. И когда наконец-то в Бурятии начнет работать обратная связь и с той, и с этой стороны, только тогда появится спрос, который подстегнет конкуренцию. А та, в свою очередь, заставит лоббировать и реализовывать инфраструктурные и транспортные проекты.