В 120 млн рублей обходится забайкальской земле московское руководство ТГК-14
Правительство России в лице министра экономического развития Эльвиры Набиулиной на неделе предложило госкорпорациям избавиться от непрофильных активов. В первую категорию компаний, которые накопили непрофильные активы, попали «Ростехнологии», «Газпром» и РЖД. Им предложено в ближайшее время подготовить планы по продаже непрофильных активов. Для Бурятии и Забайкальского края особый интерес представляет собственность РЖД, которая совместно с группой ЕСН владеет еще одним естественным монополистом – ТГК-14. К сожалению, железнодорожники за все два года пользования активом не смогли (или не захотели?) навести порядок в энергокомпании, в которой внутренние расходы раздуты до неимоверных величин.
Новые лица
Напомним, новые владельцы приобрели 49,25% акций в апреле 2008 года, в том числе государственный пакет акций (управлялся РАО «ЕЭС России») и дополнительную эмиссию. В мае этого же года ГМК «Норильский никель» продал совместному предприятию РЖД и группы ЕСН ООО «Энергопромсбыт» еще 27,7%. Таким образом, Энергопромсбыт (51% акций у РЖД, 49% у ЕСН) стал владельцем 77,3% акций.
Смена собственников вполне логично изменила и портрет руководства энергетиков. Ушел с поста гендиректора Владимир Алферов, с которым властям Бурятии с трудом, но «удалось прийти к консенсусу». Новое руководство в лице Ильяса Загретдинова сначала столкнулось с последствиями февральской аварии на Улан-Удэнской ТЭЦ-1. Но г-н Загретдинов не успел навести порядок – буквально в сентябре этого же года его поменяли на Сергея Васильчука, который и поныне продолжает проводить политику собственника в жизнь. Политика проста – больше доходов при наименьших затратах.
Особые условия
Кроме г-на Васильчука, за процессом получения прибылей наблюдают 10 представителей собственника в составе совета директоров компании:1. Заместитель генерального директора по экономике и финансам Евгений Жубанов.
2. Заместитель генерального директора по закупкам и топливообеспечению Герман Волков.
3. Заместитель генерального директора по персоналу Ирина Бибичева.
4. Заместитель генерального директора по правовым вопросам Татьяна Бейрит.
5. Заместитель генерального директора по корпоративным коммуникациям Михаил Ватин.
6. Заместитель генерального директора по безопасности и режиму Олег Игонин.
7. Директор по капитальному строительству и инвестициям Владимир Скрипник.
8. Директор по IT-технологиям Юрий Коптев.
9. Директор по связям с общественностью ТГК-14 Антон Шошин.
10. Директор по материально-техническому обеспечению и товарозакупочной деятельности Дмитрий Чекановский.
Десять топ-менеджеров работают на особых условиях – их заработная плата в разы превышает зарплату обычного сотрудника ТГК-14, впрочем, так же как и наемных директоров – Сергея Васильчука, Андрея Кулакова, Константина Мошковского. Согласно условиям трудового договора, ежемесячное вознаграждение каждого из «московских» стремится к 100 тыс. рублей. А кроме того существуют премии и пресловутые бонусы. По информации «Новой Бурятии», в среднем руководители могут получать от 300 тыс. рублей в месяц на одного человека. Итого – 3 млн рублей в месяц, или 36 млн в год. При этом «самые полезные» устроили на работу и своих супруг с «достойной заработной платой» – в штате компании числятся жены господ Игонина, Шошина и Чекановского. «Особые условия», – подчеркивают сотрудники ТГК в приватных разговорах.
Особые условия распространяются на все: директоров возят внедорожники. Как отмечают наблюдательные читинцы, в гараже генерирующей компании нет машин классом ниже Toyota Land Cruiser (от 2,5 до 2,8 млн рублей). Амортизация недешевых авто обходится примерно в 200-500 тыс. рублей в год. Ежедневные затраты на бензин только одной машины порядка 500 рублей – при расходе 20 л на 100 км. Десять машин в месяц обходятся компании в 150 тыс. рублей, и это при минимальных подсчетах.
При этом мы не включаем сюда регулярные поездки по маршруту Чита – Улан-Удэ, а их директорат во главе с Сергеем Васильчуком совершает довольно часто. На 700 км один автомобиль тратит бензина на 3,5 тыс. рублей. Кортеж директоров за редким исключением состоит из пяти машин, получается 17,5 тыс. рублей в один конец.
В Улан-Удэ «новые энергетики», в отличие от того же Владимира Алферова, в свое время оборудовавшего первый этаж офиса «Генерации Бурятии» под мини-гостиницу, предпочитают останавливаться в отелях. Самым популярным среди них остается «Сагаан морин» (сутки в отеле стоят 1,5 до 5 тыс. рублей). Проживание десяти топ-менеджеров обходятся потребителям в 15-50 тыс. рублей.
В круглую сумму выливаются путешествия топ-менеджеров в Москву. Билеты бизнес-класса в самолетах из Читы стоят от 25 до 60 тыс. рублей. При максимальных подсчетах, допуская ежемесячные разовые полеты всех московских директоров, за год получаем около 7 млн рублей на перелеты. Остается надеяться, что москвичи останавливаются у домашнего московского очага, а не пользуются услугами супердорогих гостиниц.
В Чите они живут в «особых условиях» – компания оплачивает проживание в элитных квартирах в центре столицы Забайкальского края. Агентство «СитиДом» (Чита) предлагает квартиры площадью в 150 кв.м, полностью меблированные и оснащенные по последнему слову техники за 50 тыс. рублей в месяц. Аренда десяти элитных квартир может обходиться карманам читинцев и улан-удэнцев в 6 млн рублей в год. Включим и оплату труда обслуживающего персонала.
Служебные переговоры по стационарному и сотовому телефонам также включены в «пакет», сюда относится и плата за спутниковую связь – часть машин оборудована и этим чудом техники. Кстати, о машинах – начальство, как известно, само за рулем не ездит. Как в песне «на заднем сиденье звонки, е-mail, пресса, ставки слишком высоки, совсем другие интересы». То есть в штате компании как минимум десять личных водителей и тоже с достойной заработной платой – уровень доверия к ним слишком высок.
Чужой карман?
Совокупно расходы, помноженные на полтора года пребывания москвичей на забайкальской земле, могут выливаться в 120 млн рублей. А расходы энергокомпания, соответственно, перекладывает на плечи потребителей. Причем расходы растут и незачем экономить, когда можно повысить тарифы и выбивать из жителей Бурятии и Забайкальского края больше денег на «красивую жизнь» и «особые условия». Да, еще забыли про дивиденды. По итогам года топ-менеджерам (они входят в список аффилированных лиц) положены еще и дивиденды. Официально ТГК-14 их не выплачивает, а неофициально…
После таких приблизительных, по самым низким уровням, подсчетов смешными становятся заявления г-на Антона Шошина (№9 списка) об устроенном бурятскими СМИ «энерготерроризме», ведь СМИ Бурятии якобы затравили ТГК-14. Новый смысл приобретают и угрозы Евгения Жубанова (№1 списка) «вытрясти» из Бурятии 1,8 млрд рублей утерянной выгоды. По-новому выглядит и желание президента Бурятии Вячеслава Наговицына разобраться с формированием тарифной политики компании. Да и стремление энергетиков выбить долги с населения (задолженность в Улан-Удэ вот уже второй год остается на уровне 600 млн рублей, читинцы также два года подряд не оплачивают порядка 200 млн рублей) приобретает совсем другие краски и уже не выглядит желанием поставщика получать «честную плату за честно предоставленную услугу».
На этом фоне грядущую продажу ТГК-14 можно приветствовать. Может быть, в компанию придет менее зарвавшийся менеджмент. С другой стороны, если РЖД продаст компанию группе ЕСН, то, может быть, это станет очередным шагом к пропасти, в которую толкают забайкальцев ретивые топ-менеджеры.
Анна Бауман
Справка
Григорий Березкин — председатель совета директоров группы компаний ЕСН.
Родился 9 августа 1966 года в г. Москва. Образование - диплом с отличием МГУ (факультет - химический, специальность - нефтехимия). Кандидат химических наук. В 1993 году защитил диссертацию по специальности "нефтехимия". Работал на кафедре химии нефти и органического катализа химического факультета. В феврале 1994 года занял должность генерального представителя АО "Коминефть" в Москве, затем работал генеральным директором ЗАО "КомиТЭК-Москва". Избран председателем совета директоров ОАО НК "КомиТЭК" 30 мая 1997 года. Генеральный директор и Председатель правления Группы компаний "ЕСН". Увлекается автогонками.
Григорий Березкин стал известен в 1997 году как организатор первого в России благополучного поглощения "ЛУКОЙлом" компании НК "КомиТЭК.
Сергей Васильчук родился 28 августа 1958 года в Иркутске. В 1980 году окончил Иркутский политехнический институт, по специальности инженер-теплотехник, в 2003 году – Академию народного хозяйства при правительстве РФ по направлению «Управление развитием компании».
С 1991 года занимал должность заместителя генерального директора по общим вопросам филиала ОАО «РАО «ЕЭС России» «Харанорская ГРЭС». В 2002 году Сергей Васильчук становится директором филиала ОАО «РАО «ЕЭС России» «Харанорская ГРЭС».
В 2003 году Сергей Васильчук назначен на должность первого заместителя генерального директора «Дальневосточная управляющая компания» (г. Владивосток). С 2007 года – управляющий директор «Дальневосточная энергетическая компания», затем заместитель генерального директора по инвестициям и капитальному строительству ОАО «ОГК-5».
1 сентября 2008 года назначен генеральным директором ОАО «Территориальная генерирующая компания №14».