Алексей Гатапов «Тэмуджин»

Книга бурятского писателя Алексея Гатапова – об отроческих годах Тэмуджина, будущего Чингисхана. Эта историческая фигура воспринимается по-разному...
Общество |

Книга, обзор на которую вы видите ниже, выделяется из ряда тех вещей, о которых я писала раньше, пишет demonessa. Они, за редким исключением, принадлежат либо к разряду развлекательной литературы, либо к биографиям женщин разной серьезности. Я глубоко уважаю любую литературу, написанную с душой. Современная жизнь так интенсивна, мы так перегружены лишней информацией и впечатлениями, что нам порой сложно «осилить» пафос классиков и прочувствовать невеселые экзистенциальные вопросы. Но это не значит, что мы не должны читать серьезные книги (чаще написанные мужчинами). Об одной из них я вам и расскажу сейчас.

Книга бурятского писателя Алексея Гатапова – об отроческих годах Тэмуджина, будущего Чингисхана. Эта историческая фигура воспринимается по-разному. Рядовые читатели или зрители, не занимавшиеся исследованиями того или иного периода, обычно судят о личности или эпохе по наиболее поразившей их (или первой прочитанной) книге, по интересному фильму. Для меня, например, интерес к личности Чингисхана начался с фильма «Монгол» Сергея Бодрова-старшего (который, справедливости ради, скорее рассказывает о красоте степи и разнообразных отношениях между людьми, чем об исторических фактах, и образ Бортэ там едва ли не более сильный, чем образ главного героя). Не будучи профессиональными историками, люди не могут оценить, где историческая правда и где ложь в литературе и кино. Зато любая фальшь чувствуется сразу – где-то слишком много пафоса, где-то наоборот, слишком сухо, за событиями не видно людей, где-то автор не пожалел на героев черно-белых красок, но упустил цвета… И в этом плане рядовой читатель вправе оценивать уровень книги.

Узнать больше о любой исторической личности можно, поняв, как она сформировалась, какие события, скорее всего, привели человека к определенным выводам, какие испытания выпали на его долю. Современные городские жители всю зрелость «разгребают» с психологами последствия родительского воспитания. У людей в старые времена психологов не было, и за идеи правителя порой приходилось отвечать целым народам. Тем и ценнее информация о том, что происходило с человеком, когда он еще не нарастил броню, не обзавелся армией и верными сторонниками, а был один – возможно, против всего мира.

О детстве Тэмуджина-Чингисхана известно мало. Насколько я знаю, неизвестен даже точный год его рождения. И если имена его родителей и сверстников дошли до нас, о характерах их и отношении к будущему великому хану можно только догадываться. В начале книги Тэмуджин – сын могущественного нойона Есугея, детство его хоть и нельзя назвать беззаботным (похоже, что у монголов только у младенцев не было обязанностей, взрослость наступала рано), но максимум того, что угрожает ему – быть побитым мальчишками соседнего племени (рода?) сонидов, в конце он же – женатый мужчина, юный по возрасту, но уже носящий в себе идеи устройства как минимум собственного улуса, умеющий ладить с людьми и руководить, прошедший испытания пленом и братоубийством. После смерти отца юный Тэмуджин становится главой семьи, принимая решения за матерей и братьев.

Несмотря на то, что в основу книги, как я полагаю, легло много этнографического и исторического материала, от этого она не стала энциклопедией с вкраплениями художественного текста. Это живое повествование, в котором читатель полностью окунается в мир монголов. Предметы называются так, как называли их монголы, у каждого героя есть не просто имя и короткая характеристика, но есть и предыстория, рассказанная к месту и ко времени. Писатель не делает скидки на незнание читателем истории, давая многословные вступления на уровне детского сада, но одновременно и не превращает книгу в манускрипт, пригодный для чтения лишь знатокам эпохи Чингисхана. Я, например, без проблем прочла книгу – единственное, объяснения чего либо не было, либо я это пропустила – было слово «арса» («монгольские пряники»). Многие слова будут понятны тем, кто имеет отношение к Средней Азии или читал книги об истории других восточных народов (к примеру, слово «айл»). Некоторые слова и междометия со временем обогатили и русский язык. Книга – просто пир для лингвиста.

Отдельно хочется отметить оформление. Изданная на плотной белой бумаге, с фотографией памятника (скульптуры) Тэмуджина на обложке, она украсит любую книжную полку. А учитывая то, что она не для одноразового чтения (по мне, хорошие исторические романы вполне можно перечитывать, так становятся понятнее мелкие детали и нюансы), книга будет ценным приобретением для любителей хорошего чтения и истории.

И – о главном. О двух аспектах любой хорошей книги – о любви и вере. Книга не является нагромождением батально-бытовых сцен, любовь в ней есть, и еще какая! Правда, без лишних слов и сантиментов, так, как воспринимается мужчинами. Очень реалистично описаны все полутоны и оттенки этого чувства – любви к ребенку, мужу, жене, девушке.

О вере хочу привести одну хорошую цитату: «Недаром говорят – каждый шаман на один год старше человека и на один год младше бога». Сейчас у околоэзотерической публики и интеллигенции наблюдается интерес к самым различным религиям, религиозная всеядность. Описания шаманских ритуалов и предсказаний судьбы будут интересны тем, кто «в теме» – много ценных идей и жизненной правды об этой сфере эзотерическая публика черпает именно из художественных книг. Меня же как читателя поразила глубина веры героев книги. Не знаю, какую идею преследовал этим автор – описать как можно ближе к тому, что было, или же противопоставить монголов современным людям. Надо еще учитывать, что автор живет в Бурятии. Но скажу честно – мне по прочтении стало стыдно за людей, которые подменяют религиозность дословным выполнением ритуалов. Мне пока еще не довелось наблюдать у людей раскаяния за свои несправедливые действия. Монголы верили, что после смерти они встретятся с предками и со своими умершими товарищами, и боялись их гнева. Современные же люди, кого я встречаю, делятся на две группы – те, кто живет по совести, и те, кого ничем не прошибешь. Вторых намного больше, и к слову, внешнего религиозного рвения у них поболее. Не рискую углубляться в споры о разнице религий, советую просто прочесть и задуматься о контрасте современной картины тому, что описано в книге.

В силу своих хобби и знакомств я соприкасаюсь с миром писателей, и всякий раз искренне удивляюсь, как люди имеют мужество браться за такие творческие проекты и доводить их до мира, потому как немудрящая офисная работа принесет гораздо больше денег без особого напряжения. Жаль, что сейчас нет меценатов, способных поддержать творческих людей и избавить их от тягот быта. Потому что хотелось бы видеть больше таких книг, без занудства и морализирования заставляющих самообразовываться, по-новому оценивать историю и заглядывать в глубины собственной души. И, конечно, хочется пожелать автору – Алексею Гатапову – здоровья, долголетия, вдохновения и приятных бытовых сюрпризов, которые позволят больше времени уделять творчеству, нежели рутине.

Книгу «Тэмуджин», помимо книжных магазинов в Москве и других городах, можно приобрести здесь; заинтересовавшимся книгой рекомендую прочитать интервью автора и фрагмент из романа – так будет проще принять решение о покупке. Надеюсь, мы вскоре увидим продолжение этой великолепной книги!

Кол-во просмотров: 1333

Поделиться новостью:


Поделиться: