Алексей Федоров решил отдохнуть

Одной из значимых новостей стало известие об уходе из отрасли одного из самых известных авиастроителей России Алексея Федорова. Родившийся в Улан-Удэ топ-менеджер и государственный деятель многое сделал для сохранения российского авиастроения, а также для развития Байкальского региона. При этом СМИ прогнозируют, что такие люди, как Алексей Иннокентьевич, не будут просто сидеть на пенсии.
Экономика |

Одной из значимых новостей 1 августа было известие об уходе из отрасли одного из самых известных авиастроителей России Алексея Федорова. Родившийся в Улан-Удэ топ-менеджер и государственный деятель многое сделал для сохранения российского авиастроения, а также для развития Байкальского региона. При этом СМИ от газеты «Коммерсантъ» до региональных информагентств прогнозируют, что такие люди, как Алексей Иннокентьевич, не будут просто сидеть на пенсии.

О таких людях, как Алексей Федоров, приятно писать. Несмотря на свои огромные заслуги перед Иркутской областью, Россией он всегда прост и доброжелателен в отношениях с кем бы то ни было. Мне довелось познакомиться с ним, когда в Иркутске образовалось региональное отделение тогда еще политического движения «Единство». Алексей Иннокентьевич выступил одним из основателей региональной организации. Довольно долго он возглавлял партийную организацию, пока не перешел на должности федерального значения.

В качестве корреспондента мне довелось слетать на чартере Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО), которое тогда возглавлял Алексей Федоров, на учредительный съезд движения «Единство», проходивший в Москве 27 февраля 2000 года. Самолет прибыл в Шереметьево, и от аэропорта до гостиницы «Россия» вся делегация, состоявшая из генеральных директоров крупнейших предприятий области, вместе с журналистами ехала в одном автобусе. Просто и демократично. Пользуясь случаем, мы, тогда еще молодые журналисты, спешили выжимать из региональных VIPов всевозможные сведения.

Ехал, кстати, в том автобусе и нынешний губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, тогда занимавший должность генерального директора ЗАО «Истлэнд». Можно сказать, что он был в статусе восходящей политической звезды. Тогда был очень авторитетен на федеральном уровне его старший брат Николай Ерощенко, занимавший должность заместителя губернатора области – бывший офицер КГБ, близкий к Сергею Чемезову, нынешнему руководителю корпорации «Ростехнологии». Николай Владимирович умер в 2002 году. Именем брата Сергей Ерощенко назвал теплоход в Восточно-Сибирском пароходстве, которое буквально возрождал из критического состояния.

Алексей Иннокентьевич, возглавлявший делегацию, занимался и организационными, и политическими вопросами, и общался с прессой. «А кто если не мы, – отвечал он на вопрос, почему он возглавил региональное отделение нового движения. – Наступило время, когда просто необходимо брать ответственность на себя».

– Вообще, насколько дееспособно движение «Единство» и наше региональное отделение, покажут ближайшие годы, – говорил он перед съездом на импровизированной пресс-конференции. – Политическое движение не может родиться за один день, за один месяц и невозможно через полгода существования какого-то движения сказать, что это сила, которая определяет будущее всего общества. Думаю, что ближайшие годы покажут.

На съезде в качестве обычных делегатов, разве что очень известных, присутствовали Борис Грызлов, Любовь Слиска, миллиардер Брынцалов. Движение, возглавляемое Сергеем Шойгу, только формировалось. Это потом, в 2001 году, объединившись с движениями «Отечество» и «Вся Россия», оно образовало партию «Единая Россия». С этой новой политической силой связывали большие надежды. Интересно, что через 12 лет партия пришла к некоторому кризису. Хотя надо отметить, что, к примеру, предшественники этой партии – «Выбор России», «Наш дом – Россия» прожили значительно меньше.

Затем несколько раз я проводил интервью с Алексеем Иннокентьевичем, который, конечно, больше болел за развитие авиастроения, политика была для него обязательной, но не основной нагрузкой. Позже он избирался депутатом Законодательного собрания области, но, скорее, как «паровоз» партийного списка. Сам же он был глубоко погружен в процессы авиастроения, очень увлеченно рассказывал о проектах корпорации «Иркут» (ранее ИАПО) – самолете-амфибии Бе-200, учебно-боевом самолете Як-130. Тогда только-только приступали к созданию среднемагистрального лайнера МС-21, который должен был прийти на смену вырабатывающим свой ресурс «тушкам». Объем задач очень быстро разрастался, Алексей Федоров возглавил ФГУП «Сухой», затем спасал РСК «МиГ», хотя по своим данным «сухие» и «миги» совершенно разные самолеты. Венцом его карьеры стала созданная при его активном участии «Объединенная авиастроительная корпорация», в которую он отдал активы корпорации «Иркут». И создание ОАК было одной из главных заслуг Алексея Федорова. Он и возглавлял компанию с момента основания в 2006 году по 2011 год, пока Дмитрий Медведев не уволил его с формулировкой «за недостаточное внимание к инновациям». А его место занял первый вице-президент корпорации Михаил Погосян.

И вот Алексей Федоров написал заявление об увольнении с должности руководителя компании «Иркут» вскоре после авиасалона в Фарнборо, где он как глава корпорации представил иностранным партнерам и заказчикам разработки по программе самолета МС-21 и учебно-боевой самолет Як-130. К тому моменту окружение Федорова уже было проинформировано о его решении уйти из корпорации, говорит источник в отрасли.

Федеральные СМИ сообщили, что «ни для кого не секрет, что все те годы, когда Федоров управлял «Иркутом», а Михаил Погосян (с 2011 года – глава ОАК после отстранения Федорова) – «Сухим», отношения между ними были напряженными». Источники газеты «Коммерсантъ» также уверяют, что причиной отставки послужили разногласия между Алексеем Федоровым и главой ОАК Михаилом Погосяном.

Газета «Ведомости» приводит слова директора Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова: «Эпоху в российской авиапромышленности, которая длится с конца 90-х гг. до настоящего времени, с полным правом можно назвать эпохой Федорова и Погосяна. Именно эти два менеджера сыграли главную роль в спасении этой важнейшей отрасли, существование которой отличает Россию от сырьевых стран «третьего мира».

Сам Алексей Федоров заявил, что решение досрочно покинуть пост руководителя «Иркута» было принято им самим. «Я решил немного отдохнуть, все-таки накопленная усталость сказывается», – пояснил он, добавив, что определит планы после отпуска.

Перемены в судьбе и планах Алексея Федорова имеют непосредственное отношение к интересам Иркутской области. Так, буквально накануне последних событий, а именно 19 июля, губернатор Сергей Ерощенко и тогда еще президент-председатель правления «Иркута» Алексей Федоров подписали допсоглашение к Соглашению о социально-экономическом сотрудничестве между правительством Иркутской области и ОАО «НПК «Иркут». И в любом случае, когда Алексей Федоров определит свое будущее - продолжит он работу, к примеру, в «Оборонпроме» или в другой структуре, он будет незаменим для нашего Байкальского региона.

СПРАВКА: Алексей Иннокентьевич Федоров родился 14 апреля 1952 года в городе Улан-Удэ Бурятской АССР. В 1974 году окончил Иркутский политехнический институт, в 1989 году – Бизнес-школу Университета штата Оклахома (США). В 1974-1989 гг. – инженер-инструктор, в 1989-1993 гг. – главный инженер.

В 1993-1997 гг. – гендиректор ОАО «Иркутское авиационное производственное объединение». В 1994-1996 гг. избирался депутатом Законодательного собрания Иркутской области. В 1997-1998 гг. – гендиректор ФГУП «Авиационный ВПК «Сухой». С 1998 году – член совета директоров Инкомбанка. В 1998-2004 гг. – президент ОАО «НПО корпорация «Иркут» (ранее ОАО «ИАПО»). С 1999 г. – член совета директоров ЗАО «Межрегиональный инвестиционный банк». В 2004-2007 гг. – гендиректор - генеральный конструктор ФГУП «РСК «МиГ». В 2006 году – зампред правительственной комиссии по обеспечению интеграции предприятий авиастроительного комплекса РФ. Ноябрь 2006 г.-январь 2011 г. – президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация». С июня 2009 году – председатель совета директоров ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК). С марта 2011 г. – президент ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут». Член совета директоров ЗАО «Компания ФТК» (г. Москва), член совета директоров ЗАО «Бета-ИР» (г. Таганрог).

Один из основателей ИРО партии «Единая Россия». Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «Знак Почета», Золотым знаком им. Петра Великого.

Кол-во просмотров: 1468

Поделиться новостью:


Поделиться: