В конце прошлого года Александр Гармаев стал победителем фотоконкурса National Geographic Russia «Глазами кочевника». Его фотография «Улыбка юной кочевницы» выиграла спецприз конкурса. Но это не единственное достижение – его работы известны во всем мире, он сотрудничает с крупнейшими международными новостными агентствами, является амбассадором бренда БАСК, создающего одежду и снаряжение для туризма и спорта, полномочный представитель Фонда защиты снежного барса. Хотя сам он не считает себя известным.
– Не люблю приставку «известный», потому что работа такая. Живу, работаю и делюсь своей жизнью. И не считаю, что я известен.
– Как вы пришли к профессии фотографа?
– Как и многие ребята. Сидел в Интернете, нравились красивые картинки, нравился образ жизни некоторых людей. Загорелся, захотелось стать фотокорреспондентом. То есть работать, путешествовать, что-то снимать. И в 2012 году я приобрел первый фотоаппарат, вернулся из Москвы по обстоятельствам в Бурятию, пришел в «Информ Полис» на испытательный срок. Фотографом меня не взяли, и два года я был видеооператором, носился по всем репортажам: новости, ДТП, праздники – все подряд снимал и не бросал занятия фотографией. Телевизионная камера и фотоаппарат – это немного разные вещи. Но так или иначе через два года стал фотокорреспондентом и начал снимать понемногу фоторепортажи.
– По вашему мнению, фотограф и художник – между этими понятиями есть что-то общее?
– Да, есть. Фотография покоится на столпе светописи, благодаря свету мы запечатлеваем этот мир, грубо говоря, свет рисует на матрице камеры, главное – поймать момент. Опять же не отношу себя к особо одаренным, к художникам или фотохудожникам, то есть я в первую очередь фотокорреспондент.
– В прошлом году вы единственный из Бурятии стали победителем фотоконкурса National Geographic Russia «Глазами кочевника». Расскажите об этом.
– Журнал National Geographic в России и в любой другой стране одно из самых весомых трэвел-изданий, и публиковаться на страницах данного журнала, тем более попасть в победители любого конкурса от этого издания – весьма престижно. Потому что это не конкурс самобытности в сельском клубе, а серьезные условия, очень строгие требования и огромное количество участников. В среднем, я помню, меньше 10 тыс. человек в их конкурсах не участвует. Тогда я находился в экспедиции в Забайкальском крае, прочитал, что проходит конкурс, и как раз тематика совпадала с моей – мир глазами кочевника, а конкурс назывался «Глазами кочевника». Я успел выбраться из экспедиции, судорожно подобрать десяток фотографий и отправить на конкурс в последний день.
– Как происходит взаимодействие фотокорреспондента с крупными изданиями?
– Взаимодействие – это, в первую очередь, знакомство с людьми в профессиональной среде, огромное количество поездок, работа на крупных международных мероприятиях и участие в фотоконкурсах. На начальном этапе фотожурналистики меня продвигали фотоконкурсы. Когда я участвовал в различных конкурсах, где-то меня замечали, где-то мои работы публиковались. И так завязались знакомства, начались рабочие отношения с рядом изданий. Это не только National Geographic, но и довольно большое количество изданий: те же «РИА Новости», ИТАР ТАСС и иностранные новостные агентства. К примеру, с одним из последних агентств я работал с «Анадолу» – это государственное новостное агентство Турции. Работал с «Синьхуа», собкорром Russia Today в Южной Корее и Филиппинах. Много раз бывал в Монголии и работал от ИТАР ТАСС и «РИА Новости». Очень многое завязывается на интересных рабочих поездках.
– Расскажите, над каким проектом сегодня трудитесь. Ковид как-то повлиял на вашу деятельность?
– Нет, на мою деятельность он никак не повлиял, потому что работаю удаленно, в местах диких, где человека-то встретить редкость, и шанс переболеть там ковидом минимален. Конечно, были предосторожности. К примеру, весь декабрь и часть октября я провел в Забайкальском крае, на границе Китая и Монголии, это съемки краснокнижного кота манула – палласова кота. Это в рамках работы моего Фонда, остатки фильма добиваю, ну и подготовка к летнему съемочному сезону. В дороге общественный транспорт исключается, автобусами нельзя, едешь поездом – все купе выкупается, то есть минимум контактов. Анализы все, ПЦР сдаешь по два-три раза и выезжаешь уже в степь работать. И я больше месяца прожил там, в зимней степи, с конца октября по 18 декабря. Водитель приезжал, забирал на выходные, элементарно гигиенические дела сделать, поесть горячего, нормально выспаться, зарядить технику. А остальное время да, на месте съемки и в палатке.
– Что интереснее снимать: людей, природу или события?
– Без разницы. Всегда можно что-то найти. И там же, в Забайкалье, сделал часть своего фотопроекта, это конкурсный проект социальной документалистики. Тема интересная тем, что рассказывает немного о современном рабстве в сельских условиях и о жизни зеков, бывших заключенных из касты опущенных, то есть жизнь после тюрьмы. Многие знакомы с темой "АУЕ" ("Арестантское уголовное единство" - экстремистская организация, деятельность которой запрещена на территории РФ - прим. ред.), слышали об "опущенных", но не все понимают, как они живут на воле, не всю же жизнь коротают за решеткой. Это один из моих проектов. Не снимаю по заказу, по указке, я абсолютно свои задачи реализовываю. Это долгосрочный проект, снимается второй год. Но часть результатов могу показать, истории людей. Я фотограф и видеооператор и более чем имею отношение к журналистике, приходится также писать тексты, статьи. Я не покидал рядов СМИ, не отношусь к блогерам.
– В инстаграм-аккаунте давно нет обновлений, почему?
– Уже полтора года в соцсети не захожу, не публикую и вообще забросил все эти дела.
– Ну и напоследок, о чем мечтаете как фотограф? Что хотите сделать?
– Пока мечта банальная – жить так, как живу. Пришел к тому, о чем мечтал. Сейчас главное – чтобы реализовывались планы и работа шла. Я даже не задумываюсь. Вот для понимания: сейчас дома я нахожусь третий день за последние четыре месяца. Вернулся из Нового Уояна, впереди подготовка к ряду других экспедиций: Эльбрус, Пакистан, Индия, работа в высотных экспедициях. То есть если за все браться, то вообще могу дома не появляться.
фото предоставлены Александром Гармаевым