​Алдар Дамдинов: «В системе образования Бурятии в этом году произойдут перемены»

Об образовательных перспективах, образовании и школах
Общество |

Перед началом учебного года 27 августа в Улан-Удэ пройдет ежегодная августовская конференция работников образования. Ведущая тема: «Эффективность изменений системы образования Республики Бурятии». О том, какие вопросы будут ключевыми и какие предложения в сфере повышения качества образования планируется реализовать в этом году, «Новая Бурятия» беседовала с министром образования и науки Бурятии Алдаром Дамдиновым.

— Алдар Валерьевич, какие приоритетные вопросы будут рассматриваться на конференции-2015 года?

— Традиционно на августовской конференции мы рассматриваем результаты по итогам года и ставим новые задачи на предстоящий учебный год. Сегодня особое внимание уделяется нескольким направлениям. Одно из них — модернизация дошкольного образования, решение вопросов ликвидации очереди для детей от 3 до 7 лет в соответствии с указами президента России. Работа проводится достаточно большая, 8 районов досрочно справились с этой задачей, но самыми проблемными являются: Иволгинский, Тарбагатайский районы и г. Улан-Удэ. Сложности добавляет ситуация, когда в отличие от других регионов России Бурятия занимает 3-ю позицию в стране по рождаемости и практически 2-е место по Сибирскому федеральному округу. Это накладывает свой отпечаток. Например, в 1-4 классах у нас обучается 47% детей от общего количества. В этом году в первые классы Бурятии придет около 16 тыс. ребятишек, а в 11 классы перейдет около 6 тыс. детей. Поэтому сейчас встает проблема по обеспечению местами учащихся начальных классов. Очень много городских школ, которые вынуждены открывать дополнительные первые классы. Это нас радует, с одной стороны – увеличивается рождаемость, что хорошо для региона, но с другой стороны, данный факт обязывает выделять дополнительные финансовые средства на улучшение материальной базы школ. Данная проблема поднимается и на федеральном уровне. С 2016 года будет принята программа модернизации региональной системы образования, по которой предполагается выделение финансовых средств на строительство новых школ. Главная ее задача – ликвидация сменности в школах.

— Но при такой перегруженности городских школ возможно ли вообще создать условия для обучения детей только в 1 смену?

— Большое количество школ республики, занимающихся в 2 смены, представляет большую проблему. С одной стороны, если посчитать просто все фонды по количеству школ и их возможностям вместить учащихся, то у нас все замечательно. Но внутренняя миграция из сел в город, которая сейчас происходит, дает серьезную инфраструктурную нагрузку на школы города. Решать проблему планируется строительством новых школ в черте города. Это путь прямой и затратный, но он необходим. Другой путь – создание образовательных округов в школах. Эту работу мы завершаем в этом году. Сюда включается не просто механическое объединение нескольких школ, но и принцип образования ступеней: начальная школа, старшие классы и т.д. То есть школы объединяются именно по ступеням образования для того, чтобы более эффективно использовать имеющиеся площади и кадры, материальные ресурсы. Также внедрение новых стандартов обучения детей в условиях 2-сменной работы школы представляется достаточно сложным.

Кроме того, в фазе развития находится система дополнительного образования.

— Есть ли сегодня какие-либо приоритеты в области дополнительного образования?

— Этой системе всегда отводилось особое место как инструменту воспитания. Именно допобразование определяет профессиональные предпочтения детей в будущем. Поэтому сейчас ставка делается на технические специальности. Активно развивается сфера робототехники, новое дыхание получили кружки авиамоделирования. Это интересно для детей, и они с удовольствием этим занимаются. Параллельно развиваются традиционные направления в области спорта, творчества и эстетического направления и т.д. Вся система допобразования будет меняться со следующего года. Принята концепция развития дополнительного образования, на основании которой будет разработана программа. По указу президента РФ будет выделяться дополнительное финансирование, разрабатывается проект нормативного финансирования. На августовскую конференцию приезжают представители Департамента дополнительного образования, и этот вопрос будет обсуждаться на отдельной секции.

Тема развития системы профессионального образования также будет обсуждаться на августовской конференции. Здесь мы практикуем кластерный подход. Актуальным является проект дуального образования, который внедряется у нас на авиационном заводе, когда учащиеся имеют возможность параллельно с теорией проходить практику, не отрываясь от производственного процесса. Это возможно благодаря взаимодействию с работодателями. Подобный подход мы планируем внедрять и на других предприятиях республики. Например, планируем сотрудничество с «Росатомом» и «Хиагдой» в области дуального образования. Если проходить по всем направлениям образования от дошкольного до высшего, то в каждой области есть ряд проблем и вопросов, которые требуют решения. Все они будут обсуждаться на республиканской конференции. Где-то будут внедряться совершенно новые подходы.

— Расскажите подробнее о том, какой области образования коснутся новые подходы.

— Сейчас уже есть понимание того, как будет осуществляться оценка качества образования. Мы планируем двигаться на российском уровне с применением мировых технологий оценки: например, сравнительные международные исследования TIMSS, PISA, PIRLS. Эти системы оценки качества себя уже хорошо зарекомендовали. Но это не говорит о том, что мы будем продвигать ЕГЭ в начальных классах, по этому поводу есть некий ажиотаж в обществе. Однозначно, ЕГЭ в начальных классах не будет. Также не будет никаких вступительных экзаменов в первый класс. Мы планируем проводить ежегодные мониторинговые исследования по всем школам, для того чтобы мы видели реальную ситуацию по качеству обучения. Особое внимание будет уделяться 5-7 классам, потому что, когда мы анализируем итоги ЕГЭ и ГИА, видим, что основная проблематика именно в уровне знаний за 5-7 классы.

Результаты этого исследования знаний учащихся по предметам будут использоваться для улучшения качества работы учителей. Она будет корректироваться в зависимости от выявленных недочетов. В частности, это можно сделать за счет повышения квалификации педагога и изменения подхода к процессу обучения, внедрения новых технологий. Поэтому внедрения системы мониторинга не стоит бояться. Это одни из самых актуальных вопросов, которые будут обсуждаться на конференции работников образования.

— Алдар Валерьевич, каких результатов Вы ожидаете от августовской конференции в этом году?

— Я считаю, что любая августовская конференция учителей – это, в первую очередь, праздник. То есть учителя приходят отдохнувшие из отпуска с новыми силами, с воодушевлением принимают поставленные задачи. И на таких конференциях должно быть больше позитива, чтобы создать определенный настрой педагогов на работу в новом учебном году. Каждый год привносит что-то новое и ведет к новым вершинам. Конечно, обсуждается проблематика образования, подводятся итоги предыдущего года, итоги ЕГЭ и ГИА. Проводится это с целью повышения качества образования. И задача современного образования – это реальная объективная оценка ситуации по уровням знаний учащихся, здесь важно исключить непомерные ожидания. Построить успешную траекторию человека сложно, но если человек реально себя оценивает и свои знания, то он понимает и свои возможности, тогда он сможет найти дело по душе.

И для успешной реализации всего этого на каждой августовской конференции заслушиваются предложения самих учителей, которые мы стараемся внедрять, вносить на федеральный уровень.

Кол-во просмотров: 487

Поделиться новостью:


Поделиться: