Агинско-иркутский роман

В Аге состо­ялась встреча зем­ляков – выходцев из Иркутской области, проживающих в округе.
Общество |
Фото Агинско-иркутский роман

Недавно в Аге состо­ялась встреча зем­ляков – выходцев из Иркутской области, проживающих в округе. Их приветствовал заместитель руководителя Адми­нистрации Агинского Бу­рятского округа Владимир Шойжилжапов. Он сказал, что агинская земля стала вторым домом для многих иркутян. Здесь родились их дети, внуки и правнуки, а история любви, дружбы и сотрудничества между двумя «крыльями» этниче­ской Бурятии имеет массу любопытных страниц…

Варвара Вампилова и Цыбен Жамсарано

Первыми (в обозримом прошлом) в установлении тесных связей между иркут­скими и агинскими бурята­ми были такие выдающиеся сын и дочь Бурятии, как Цы­бен Жамсарано и Варвара Вампилова.

В 1898-1901 гг. Жамса­рано учился в Иркутской учительской семинарии, и здесь у него появилось мно­жество друзей из местных бурят. В том числе и братья Роман и Баяртон Вампило­вы, из рода которых вышел впоследствии всемирно из­вестный драматург Алек­сандр Вампилов. Жамсарано часто бывал у них в гостях: «В Алари. Приятно было встретить в этом центре бурятской интеллигенции товарищей и друзей». И у них он, очевидно, впервые познакомился с их сестрой Варварой (Дулгар), которая была младше его на восемь лет. «Братья Вампиловы, прекрасно зная характер и достоинства своего бывше­го сокурсника по Иркутской семинарии, видя его ис­кренние порывы, и наблю­дая, как между их сестрой и Цыбеном завязывается ро­ман, не чинили каких-либо препятствий. Наоборот, они имели все основания дове­рить судьбу своей любимой сестры в руки такого чело­века, каким был их давний и преданный друг».

Свои судьбы они соеди­нили не сразу. В 1907 году Варвара окончила Централь­ную фельдшерскую школу в Иркутске и уехала работать в Агу. «Именно здесь, сре­ди агинских бурят, Варвара Владимировна состоялась как дипломированный вра­чеватель, первая акушерка агинской степи, первая заведующая медицинского уч­реждения в Аге». В знак при­знания её заслуг Агинское и Цугольское инородческие общества три года обеспечи­вали её стипендией по 420 рублей в год с тем, чтобы она усовершенствовала свои познания в европейской ме­дицине в Санкт-Петербурге. Там роман между ней и Жам­сарано продолжился, и после ее возвращения в Агу, они поженились. Но, вместе про­жили недолго…

В конце 1914 года в Урге, где работал её муж, вспыхну­ла эпидемия сыпного тифа. Варвара Владимировна по­ехала в Монголию, чтобы бороться со страшным не­дугом, но заразившись им, она умерла. А.М. Решетов писал: «Всего год В.В. Вампи­лова была супругой Ц. Жам­царано, оставив глубокий и яркий след в его душе: он долго не мог забыть её».

«Известна трогательная история о золотом кольце с бриллиантом и медицин­ским символом. По свиде­тельству Анны Даниловны Абашеевой, внучатой пле­мянницы В.В.Вампиловой, оно было подарено Цыбеном Жамцарано своей невесте во время их бракосочетания. В один из критических дней тяжелобольная, к тому же беременная, Варвара Владимировна вызвала к себе родную сестру Анну Влади­мировну, жившую тогда с семьей в Урге, и передала ей кольцо со словами: «Возьми и береги это колечко. Когда же твоя дочь станет врачом, подари ей нашу семейную реликвию». Анна Данилов­на, известный в Бурятии хирург, достойно несла фа­мильную эстафету, драго­ценное завещание своей от­важной тети».

Кукунур и Харганаша

В самом начале 60-х гг. в Агу переехало десяток семей из с. Кукунур Аларского рай­она Иркутской области. При­ангарье было густо заселено, активно шел процесс урба­низации, и формировалась Иркутская агломерация: Шелехово - Иркутск - Усолье - Ангарск - Свирск - Черем­хово. В то же время в область шел поток ссыльных пере­селенцев. Последний бой на Западной Украине про­изошел в 1960 году, и тогда же в Кукунуре появилась целая улица с домами «бан­деровцев». В клубе красавец Павлюк играл на гармошке «Дунайские волны» и пары кружились в вихре вальса. А летом проходил бурятский праздник «Зөөхэйтэй на­адан», на который варили саламат и гнали тогооной архи. Каждая семья дели­лась продуктами. Украинцы выставляли сало, самогон и овощи. Если кто-то жадни­чал, ночью мальчишки вытаптывали огород. То есть, конфликтов с украинцами не было, все жили одинако­во бедно, но дружно. Однако демографический пресс еще более усилился….

В то время иркутские бу­ряты уезжали в ближние го­рода, а по хорошо знакомому якутскому тракту на севера – Бодайбо, Усть-Кут и Якутию. Мои аларские родственники в то время уже обосновались в Свирске, Ангарске, Улан-Удэ, а также в Москве и даже в Витебске. А тут из Аги в деревню приехал Васильев Коля и стал рассказывать, что вот там есть работа, дают подъемные и жилье. Его рассказ лёг на благодат­ную почву и порядка десяти семей засобирались в дорогу. Правда, мудрая бабушка Мо­тон Махачкеева сказала сво­ему сыну дяде Васе: «Шэбхэ арлигаха өөрэ юм ии, эндэш арлига, тэндэш арлига адли! Может, лучше в город?»

Предварительно сходили к ламе. Аларский дацан был закрыт еще в 37-м году, но его ламы были живы. Один из его последних настояте­лей – Алаарай Дагба, уча­ствовал в выборах первого послевоенного Хамбо ламы. Еще один жил в соседнем шахтерском городе Черем­хово и к нему ездили все окрестные буряты. В 1962 году он сказал моему дяде Климентию Махачкееву, что дорога в Агу будет хорошей, но жизнь у него будет короткой.

Так и случилось, пересе­ленцев встретили хорошо. Это было хозяйство в Могой­туйском районе, село Харга­наша. Дети жили и учились в интернате в Догое. Казалось, жизнь на новом месте на­лаживалась, у дяди родил­ся четвертый сын, но слова ламы оказались пророчески­ми, и он погиб в дорожной аварии. Что касается других переселенцев, то одни вер­нулись позднее в Аларь, дру­гие отправились в Магадан и Бурятию, а кто-то остался и пустил корни в агинской земле.

Два крыла

В период суверенитета Агинского и Усть-Ордынского бурятских автоном­ных округов между ними установились очень тесные деловые и дружеские от­ношения. Вспоминает сена­тор от Забайкальского края Баир Жамсуев, экс-Глава ад­министрации АБАО:

«В 1997 г. состоялась це­ремония вступления меня на должность Главы окру­га, и мы пригласили деле­гации Читинской области, Республики Бурятия и Усть-Ордынского бурятского ав­тономного округа. На ина­угурацию приехали глава Усть-Орды Валерий Малеев, его заместители Кузьма Алдаров и Петр Хахалов. А летом мы уже с ответным визитом отправились на праздник в Усть-Орду. Эти визиты, обме­ны делегациями сразу вошли в традицию. Ездили отдель­ные группы учителей, руко­водителей колхозов и совхо­зов, работников сельского хозяйства, борцы, работники культуры и т.д.

Проходили Дни культуры Аги в Усть-Орде и Усть-Орды в Аге. Выезжали целыми ва­гонами с участием наших ансамблей «Амар Сайн» и «Степные напевы». Когда мы впервые проводили фе­стиваль «Алтаргана» у нас в Аге, Усть-Орда была пред­ставлена даже более вну­шительным составом, чем собственно Бурятия. Один раз в полгода мы точно ез­дили друг к другу, и это было очень полезно для нас. Два похожих округа, один на­род, это была закономерная и плодотворная близость. Не случайно я являюсь Почетным гражданином Усть-Ордынского бурятского округа, а многолетний ру­ководитель нашей отрасли культуры Рыгзен Цырено­вич Цыдендоржиев – заслу­женный работник культуры Усть-Орды.

Конечно, есть обратные примеры. Ведь к тому же у нас в Аге всегда было и есть много иркутских бурят, внес­ших свой вклад в развитие нашего округа. Так, в 70-е годы первым секретарем окружкома ВЛКСМ был Вале­рий Иннокентьевич Еланов. Прошедшим летом на «Ал­таргане» я с удовольствием общался со многими знако­мыми усть-ордынцами. Мы знаем и помним друг друга. Вообще, у меня много друзей среди иркутских бурят как в Улан-Удэ, так и в Москве. Я всегда тяготел к объедине­нию нашего народа. Но по­лучалось, что округа больше дружили друг с другом, чем с республикой – старшим бра­том. Руководство Бурятии больше ориентировалось на Иркутск и Читу, хотя Леонид Потапов дважды побывал в Аге и однажды Вячеслав На­говицын.

К сожалению, после нас это сотрудничество заглох­ло. Но эти встречи нужны нам всем, это должно быть! Я всегда говорю об этом на­шим преемникам и наде­юсь, рано или поздно наши встречи возобновятся».

Литература: Гуро Миту­пов, Даши-Дондок Батоев «Варвара Вампилова и Цыбен Жамсарано» журнал «Бай­кал», 2007, № ноябрь – декабрь, Ц.Жамцарано «Путе­вые дневники. 1903 – 1907», Улан-Удэ, 2011.

(Продолжение следует).

Фото из архива «Агинской правды»

«Буряад Yнэн»

Кол-во просмотров: 1293

Поделиться новостью:


Поделиться: