Недавно в Аге состоялась встреча земляков – выходцев из Иркутской области, проживающих в округе. Их приветствовал заместитель руководителя Администрации Агинского Бурятского округа Владимир Шойжилжапов. Он сказал, что агинская земля стала вторым домом для многих иркутян. Здесь родились их дети, внуки и правнуки, а история любви, дружбы и сотрудничества между двумя «крыльями» этнической Бурятии имеет массу любопытных страниц…
Варвара Вампилова и Цыбен Жамсарано
Первыми (в обозримом прошлом) в установлении тесных связей между иркутскими и агинскими бурятами были такие выдающиеся сын и дочь Бурятии, как Цыбен Жамсарано и Варвара Вампилова.
В 1898-1901 гг. Жамсарано учился в Иркутской учительской семинарии, и здесь у него появилось множество друзей из местных бурят. В том числе и братья Роман и Баяртон Вампиловы, из рода которых вышел впоследствии всемирно известный драматург Александр Вампилов. Жамсарано часто бывал у них в гостях: «В Алари. Приятно было встретить в этом центре бурятской интеллигенции товарищей и друзей». И у них он, очевидно, впервые познакомился с их сестрой Варварой (Дулгар), которая была младше его на восемь лет. «Братья Вампиловы, прекрасно зная характер и достоинства своего бывшего сокурсника по Иркутской семинарии, видя его искренние порывы, и наблюдая, как между их сестрой и Цыбеном завязывается роман, не чинили каких-либо препятствий. Наоборот, они имели все основания доверить судьбу своей любимой сестры в руки такого человека, каким был их давний и преданный друг».
Свои судьбы они соединили не сразу. В 1907 году Варвара окончила Центральную фельдшерскую школу в Иркутске и уехала работать в Агу. «Именно здесь, среди агинских бурят, Варвара Владимировна состоялась как дипломированный врачеватель, первая акушерка агинской степи, первая заведующая медицинского учреждения в Аге». В знак признания её заслуг Агинское и Цугольское инородческие общества три года обеспечивали её стипендией по 420 рублей в год с тем, чтобы она усовершенствовала свои познания в европейской медицине в Санкт-Петербурге. Там роман между ней и Жамсарано продолжился, и после ее возвращения в Агу, они поженились. Но, вместе прожили недолго…
В конце 1914 года в Урге, где работал её муж, вспыхнула эпидемия сыпного тифа. Варвара Владимировна поехала в Монголию, чтобы бороться со страшным недугом, но заразившись им, она умерла. А.М. Решетов писал: «Всего год В.В. Вампилова была супругой Ц. Жамцарано, оставив глубокий и яркий след в его душе: он долго не мог забыть её».
«Известна трогательная история о золотом кольце с бриллиантом и медицинским символом. По свидетельству Анны Даниловны Абашеевой, внучатой племянницы В.В.Вампиловой, оно было подарено Цыбеном Жамцарано своей невесте во время их бракосочетания. В один из критических дней тяжелобольная, к тому же беременная, Варвара Владимировна вызвала к себе родную сестру Анну Владимировну, жившую тогда с семьей в Урге, и передала ей кольцо со словами: «Возьми и береги это колечко. Когда же твоя дочь станет врачом, подари ей нашу семейную реликвию». Анна Даниловна, известный в Бурятии хирург, достойно несла фамильную эстафету, драгоценное завещание своей отважной тети».
Кукунур и Харганаша
В самом начале 60-х гг. в Агу переехало десяток семей из с. Кукунур Аларского района Иркутской области. Приангарье было густо заселено, активно шел процесс урбанизации, и формировалась Иркутская агломерация: Шелехово - Иркутск - Усолье - Ангарск - Свирск - Черемхово. В то же время в область шел поток ссыльных переселенцев. Последний бой на Западной Украине произошел в 1960 году, и тогда же в Кукунуре появилась целая улица с домами «бандеровцев». В клубе красавец Павлюк играл на гармошке «Дунайские волны» и пары кружились в вихре вальса. А летом проходил бурятский праздник «Зөөхэйтэй наадан», на который варили саламат и гнали тогооной архи. Каждая семья делилась продуктами. Украинцы выставляли сало, самогон и овощи. Если кто-то жадничал, ночью мальчишки вытаптывали огород. То есть, конфликтов с украинцами не было, все жили одинаково бедно, но дружно. Однако демографический пресс еще более усилился….
В то время иркутские буряты уезжали в ближние города, а по хорошо знакомому якутскому тракту на севера – Бодайбо, Усть-Кут и Якутию. Мои аларские родственники в то время уже обосновались в Свирске, Ангарске, Улан-Удэ, а также в Москве и даже в Витебске. А тут из Аги в деревню приехал Васильев Коля и стал рассказывать, что вот там есть работа, дают подъемные и жилье. Его рассказ лёг на благодатную почву и порядка десяти семей засобирались в дорогу. Правда, мудрая бабушка Мотон Махачкеева сказала своему сыну дяде Васе: «Шэбхэ арлигаха өөрэ юм ии, эндэш арлига, тэндэш арлига адли! Может, лучше в город?»
Предварительно сходили к ламе. Аларский дацан был закрыт еще в 37-м году, но его ламы были живы. Один из его последних настоятелей – Алаарай Дагба, участвовал в выборах первого послевоенного Хамбо ламы. Еще один жил в соседнем шахтерском городе Черемхово и к нему ездили все окрестные буряты. В 1962 году он сказал моему дяде Климентию Махачкееву, что дорога в Агу будет хорошей, но жизнь у него будет короткой.
Так и случилось, переселенцев встретили хорошо. Это было хозяйство в Могойтуйском районе, село Харганаша. Дети жили и учились в интернате в Догое. Казалось, жизнь на новом месте налаживалась, у дяди родился четвертый сын, но слова ламы оказались пророческими, и он погиб в дорожной аварии. Что касается других переселенцев, то одни вернулись позднее в Аларь, другие отправились в Магадан и Бурятию, а кто-то остался и пустил корни в агинской земле.
Два крыла
В период суверенитета Агинского и Усть-Ордынского бурятских автономных округов между ними установились очень тесные деловые и дружеские отношения. Вспоминает сенатор от Забайкальского края Баир Жамсуев, экс-Глава администрации АБАО:
«В 1997 г. состоялась церемония вступления меня на должность Главы округа, и мы пригласили делегации Читинской области, Республики Бурятия и Усть-Ордынского бурятского автономного округа. На инаугурацию приехали глава Усть-Орды Валерий Малеев, его заместители Кузьма Алдаров и Петр Хахалов. А летом мы уже с ответным визитом отправились на праздник в Усть-Орду. Эти визиты, обмены делегациями сразу вошли в традицию. Ездили отдельные группы учителей, руководителей колхозов и совхозов, работников сельского хозяйства, борцы, работники культуры и т.д.
Проходили Дни культуры Аги в Усть-Орде и Усть-Орды в Аге. Выезжали целыми вагонами с участием наших ансамблей «Амар Сайн» и «Степные напевы». Когда мы впервые проводили фестиваль «Алтаргана» у нас в Аге, Усть-Орда была представлена даже более внушительным составом, чем собственно Бурятия. Один раз в полгода мы точно ездили друг к другу, и это было очень полезно для нас. Два похожих округа, один народ, это была закономерная и плодотворная близость. Не случайно я являюсь Почетным гражданином Усть-Ордынского бурятского округа, а многолетний руководитель нашей отрасли культуры Рыгзен Цыренович Цыдендоржиев – заслуженный работник культуры Усть-Орды.
Конечно, есть обратные примеры. Ведь к тому же у нас в Аге всегда было и есть много иркутских бурят, внесших свой вклад в развитие нашего округа. Так, в 70-е годы первым секретарем окружкома ВЛКСМ был Валерий Иннокентьевич Еланов. Прошедшим летом на «Алтаргане» я с удовольствием общался со многими знакомыми усть-ордынцами. Мы знаем и помним друг друга. Вообще, у меня много друзей среди иркутских бурят как в Улан-Удэ, так и в Москве. Я всегда тяготел к объединению нашего народа. Но получалось, что округа больше дружили друг с другом, чем с республикой – старшим братом. Руководство Бурятии больше ориентировалось на Иркутск и Читу, хотя Леонид Потапов дважды побывал в Аге и однажды Вячеслав Наговицын.
К сожалению, после нас это сотрудничество заглохло. Но эти встречи нужны нам всем, это должно быть! Я всегда говорю об этом нашим преемникам и надеюсь, рано или поздно наши встречи возобновятся».
Литература: Гуро Митупов, Даши-Дондок Батоев «Варвара Вампилова и Цыбен Жамсарано» журнал «Байкал», 2007, № ноябрь – декабрь, Ц.Жамцарано «Путевые дневники. 1903 – 1907», Улан-Удэ, 2011.
(Продолжение следует).
Фото из архива «Агинской правды»