Власти Бурятии придумали весьма оригинальный и абсолютно не затратный способ, с помощью которого, несмотря ни на что, можно исполнить те самые знаменитые "майские указы" президента России Владимира Путина, в частности, о повышении зарплат учителям, медикам и работникам культуры до уровня "средней заработной платы" по региону. Причем, исполнить, не вкладывая в эту благородную цель реальных денег из бюджета республики, а просто путем манипуляции цифр расходов!
В минувшую пятницу на последней сессии Народного Хурала Бурятии эту хитроумную схему формального увеличения расходов на содержание социальной сферы из бюджета республики (в том числе, увеличения суммы выплат бюджетникам), которую предложил глава Бурятии Вячеслав Наговицын, законодательно утвердили народные избранники.
Под личную политическую ответственность
Справедливости ради заметим, что в столь двусмысленную ситуацию все субъекты Федерации попали не по своей вине. Сегодня для всех очевидно, что в условиях критического сокращения государственных доходов от продажи природных ресурсов (из-за 40-процентного снижения мировых цен на сырую нефть) и экономических санкций в отношении России со стороны развитых государств прежний объем социальных дотаций региональным бюджетам просто невозможен.
Еще в ноябре 2014 года Счетная палата России предупредила регионы о том, что в следующем году федеральные дотации по "майским указам" "существенно сократятся", и что теперь сами регионы должны начать поиск "иных источников поступлений".
При этом путинские указы, которые президент России подписал в 2012 году в день своего вступления в должность, никто не отменял. От регионов по-прежнему требуют, чтобы зарплата учителей была равна средней зарплате по субъекту Федерации и "не опускалась ниже этой планки". Согласно тем же указам, зарплата культработников должна достичь этого же уровня к 2018 году, а врачи, преподаватели вузов и научные работники к этому же сроку будут получать в 2 раза больше (!) средней заработной платы в регионе.
Если говорить, например, о Бурятии, где средняя зарплата в следующем году авторами закона о бюджете на 2015 год из Минфина РБ прогнозируется в размере 31 112 рублей в месяц (?!), а федеральные дотации сокращены по сравнению с 2014 годом на 7 млрд руб., всякий разговор об исполнении "имиджевых" путинских указов не имеет практического смысла. В то же время Владимир Путин не раз публично грозил главам субъектов Федерации "политической персональной ответственностью" за неисполнение его указов. "Куда крестьянину податься?" - задаются вопросом главы регионов.
Суть предложенной республиканским правительством схемы в следующем. Увеличения расходов на социальную сферу почти на 270 млн рублей (учителям - 225,5 млн руб., врачам - 30,4 млн руб., культработникам - 13,2 млн рублей) предлагается добиться путем перекрашивания "бесхозных" сумм федеральных дотаций на выплату компенсаций расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) отдельным категориям работников социальной сферы.
Перекрасить деньги
В следующем 2015 году федеральный бюджет выделит правительству Бурятии 714,8 млн рублей на субсидии сельским бюджетникам (учителям, врачам, культработникам), пенсионерам, ветеранам, детям войны, которыми они восполнят свои расходы на ЖКУ. Это дело святое и, кстати сказать, весьма привычное. Еще со времен выхода в 2004 году федерального "закона о монетизации льгот", когда получатели господдержки стали платить за "коммуналку", что называется "по полной", но при этом государство (федеральный бюджет через бюджет регионов) компенсировало им часть этих расходов живыми деньгами в виде субсидий. А не с помощью запутанной системы льгот.
С 2005 года система начисления и выдачи этих целевых субсидий работала так. Сельский учитель, врач или библиотекарь сначала из своих средств оплачивал свои жилищно-коммунальные услуги снабжающим организациям, а затем получал в РГУ "Центр социальной поддержки населения" компенсационную субсидию. В этом случае был один главный распорядитель бюджетных средств (Министерство социальной защиты РБ), который осуществлял прямое начисление этих денег непосредственно гражданину-получателю субсидии.
На этих финансовых потоках раньше не сидел ни один посредник, не было необходимости оплачивать лишние расходы на оформление и распределение денег, и, наконец, не было возможности "перекрасить" эти субсидии в расходы того или иного ведомства, организации. Теперь же ситуация меняется.
С Нового года по предложению правительства РБ эти субсидии на оплату ЖКУ Минсоцзащиты будет перечислять сначала в профильные министерства и органы местного самоуправления (в районы), а те в свою очередь будут перераспределять "компенсационные" суммы на "коммуналку" тем организациям (школам, больницам, ДК, библиотекам), где работают получатели субсидий. Для чего же придумана столь сложная схема перевода денег?
Ответ прост. Сегодня каждое из трех республиканских министерств социальной сферы (Минобразования, Минздрав и Минкультуры) или муниципальное образование, через которые будут проходить суммы на выплату бюджетникам субсидий на возмещение расходов на оплату коммунальных услуг, может смело приписывать эти деньги к сумме своих расходов своего ведомства. Таким образом, за счет федеральных дотаций на выплату компенсационных субсидий, не напрягаясь, не изыскивая в своем тощем бюджете эти столь необходимые средства на исполнение путинских указов, правительство Вячеслава Наговицына и районные администрации теперь могут "брать под козырек" и с чистой совестью докладывать в центр об увеличении прямых выплат бюджетникам из регионального бюджета.
- Когда мы говорим о культуре и образовании, полномочия по распределению этих средств (субсидий на ЖКУ - С.Б.) путем предоставления субвенций передаются органам местного самоуправления, а по сфере здравоохранения все идет через Министерство здравоохранения, - комментирует изменения Наталья Сенникова, начальник Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Бурятии. - Таким образом, у нас расходы на социально значимые направления формально увеличиваются. Хотя по существу никакого увеличения расходов не происходит. То есть, мы просто переложив одни и те же деньги из одной кормушки в другую, увеличиваем социальные расходы бюджета и отчитываемся об исполнении "майских указов"!
Прокуратура против
Чисто технически осуществить такую "загогулину" правительство Бурятии предлагает следующим образом. В Народном Хурале по инициативе главы Бурятии на этой неделе были внесены изменения в 4 республиканских закона ("Об образовании", "О культуре", "О некоторых вопросах охраны здоровья граждан", "О социальной поддержке граждан, проживающих в сельской местности") и принят новый закон "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по оказанию мер социальной по оплате коммунальных услуг". Все эти законы создают фактически новую систему выплат компенсационных субсидий.
Прокуратура Бурятии прямого нарушения федеральных законов в том, чтобы передать другим ведомствам функции выплаты субсидий на компенсации расходов отдельных категорий граждан на оплату ЖКУ не нашла. Однако кроме вопросов чистой морали, вызванных тем, что в народе называется "пустить пыль в глаза", у этого надзорного органа были и юридические замечания к новоиспеченным законам.
По мнению заместителя прокурора Бурятии Галины Ковалевой, дававшей официальные заключения к законопроектам, в республике предлагается ввести иной, отличный от установленного прежним законом порядок предоставления мер социальной поддержки, в связи с чем может возникнуть "неопределенность содержания правовых норм, что повлечет неоднозначное их применение, создаст возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения".
- Люди у нас уже 10 лет получают субсидии (по "коммуналке" - С.Б.) по отлаженной системе. Они один раз в 2005 году пришли в Центры социальной поддержки, вошли в базу данных Министерства социальной защиты. Сейчас эта система работает, люди знают куда ходить за субсидиями, все устроено, никаких жалоб за все это время не было, - рассказывает начальник управления в прокуратуре Бурятии Наталья Сенникова. - А теперь у нас появилась целая цепочка, минимум из трех посредников, между Минсоцзащиты и конечным получателем субсидий! Это профильные ведомства, муниципальные органы и учреждения. где работают получатели. А если будет какой-то сбой в этой цепочке, то кто будет отвечать? Мы будем бесконечно искать виноватых, а люди будут оставаться без субсидий?
Сергей Басаев, "Новая Бурятия"
Все положения майских указов выполняются в республике безусловно и без приписок (пресс-служба Минфина РБ)
Статья «Майские указы» Путина в Бурятии исполнят приписками» в газете «Новая Бурятия» №47 от 7 декабря 2014 не соответствует действительности.
Новую систему оплаты труда для работников бюджетной сферы начали внедрять еще в 2008 году. Распространялась она тогда только на федеральных бюджетников, но уже в 2009 году система нашла свое продолжение на региональном и муниципальном уровне. С этого года заработная плата бюджетников неуклонно растет по всей стране, не исключая Бурятию.
Проследить этот процесс не трудно, стоит лишь сравнить некоторые цифры. В 2010 году средняя зарплата работника бюджетной сферы составляла 16258 рублей, в 2012 году она равнялась 21609,5 рублей, а к концу 2014 выросла до 26242,3 рублей. Если рассматривать доход бюджетников в разрезе отдельных сфер, то станет видно, что зарплата учителей выросла до 26338,0 рублей, заработная плата врачей с этого же года поднялась до 42129,0 рублей, а педагогических работников дошкольного образования до 22418,0 рублей.
Для повышения зарплаты в республиканском бюджете ежегодно предусматриваются средства. Так, в 2013 году - 2209,6 млн. рублей, в 2014 году - 2613,4 млн. рублей, на 2015 год запланировано 3649,3 млн. рублей.
Ежегодно работникам бюджетной сферы, проживающим в сельских населенных пунктах и рабочих поселках предоставляется социальная поддержка. Бюджетникам за счет средств республиканского бюджета возмещается часть расходов по оплате коммунальных услуг. С 01 января 2015 года планируется внесение изменений лишь в порядок возмещения указанных расходов.
Изменение схемы выплаты связано с требованиями приказа Росстата. По новым правилам Росстат обязал включать в фонд заработной платы предоставленные работникам компенсации, а также суммы, уплаченные организацией за жилое помещение и коммунальные услуги.
В связи с этим выплачивать меры социальной поддержки будет не Министерство социальной защиты Республики Бурятия, как делалось раньше, а профильные министерства и соответствующие работодатели. Причем никакой замены источников финансирования не предполагается. Как по старой, так и по новой схеме источником является республиканский бюджет.
Предлагаемые изменения ни в коей мере не затрагивают социальную и экономическую составляющую выплат непосредственно для каждого конкретного человека. Поскольку выплата, также будет производиться на лицевой счет работника в том банке, где он получает зарплату.
Предложенная схема начисления компенсаций принята во всех отраслевых министерствах согласована в комитетах Народного Хурала Бурятии и имеет положительное заключение прокуратуры республики. Такой механизм выплаты мер социальной поддержки работает уже во многих субъектах России. Новая система имеет свои преимущества, и экономит массу времени для получателей компенсаций.
Комментарий от автора статьи "Майские указы" Путина в Бурятии исполнят приписками"
Прокуратура Бурятии не давала "положительного заключения" на "изменение схемы начисления компенсаций", то есть передачи органам МСУ и профильным министерствам функций распорядителя бюджетных средств на возмещение части затрат на оплату коммунальных услуг некоторым категориям граждан. В замечаниях прокуратуры РБ по законопроекту "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов в республике Бурятия отдельными государственными полномочиями по оказанию мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг" говорится о том, что проект закона "подлежит доработке".
По мнению заместителя прокурора Бурятии Галины Ковалевой, данный законопроект нарушает норму федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п. 3, ч. 6, ст. 19), которая требует, чтобы закон субъекта Федерации содержал способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам их бюджета Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий.
Кроме того, при наделении органов местного самоуправления полномочиями по оказанию мер социальной поддержки возникает неопределенность в вопросе осуществления органами МСУ переданных полномочий. Поскольку, согласно этому же законопроекту, порядок предоставления таких мер социальной поддержки при оплате коммунальных услуг "устанавливается правительством Республики Бурятия" (ч. 1, ст. 1).
Подобные замечания прокуратуры имеются к законопроектам, разработанными министерствами здравоохранения, культуры и образования. Поскольку в связи с изменениями в схеме распределения и выдачи субсидий работником на оплату коммунальных услуг "возникнет неопределенность содержания правовых норм, что повлечет за собой неоднозначное их применение, создаст возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения".