"Про себя могу сказать одно - я всегда делал такие фильмы, которые я сам, как зритель, хотел бы увидеть. Когда я смотрел такую картину, сделанную другим, я всегда жалел, что это не я ее поставил».
В ночь на 30 ноября в одной из московских больниц скончался Эльдар Рязанов.
Новость молниеносно пролетела по всем СМИ и собрала миллионы слов сожаления и сочувствия родным и близким режиссера.
Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых Эльдар Александрович Рязанов оставил после себя около 30 фильмов. Каждый из них в свое время становился хитом.
«Где есть юмор — там есть и правда».
Его фильмы разлетались на цитаты, его фильмы смотрели и пересматривали. На его фильмах выросло несколько поколений российского народа. Он воспитывал наше чувство юмора и по-умному ироничное отношение ко всему, что нас окружает.
Его комедии — это простые и понятные истории, созданные с подлинным вкусом и деликатностью, присущей мастеру.
«Не важных периодов в жизни не бывает».
В молодости он много ездил по стране. Первыми работами начинающего режиссера — выпускника вгиковской мастерской Григория Козинцева — были документальные картины «Недалеко от Краснодара», «Дорога имени Октября» и «Остров Сахалин». Так продолжалось до тех пор, пока Эльдар Александрович не принял участие в постановке «Весенних голосов» — первого советского фильма-ревю, вышедшего на широкий экран. И нет ничего удивительного в том, что вскоре за Рязанова взялся руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев, едва ли не силой уговоривший Эльдара Александровича заняться кинокомедией.
Музыкальная комедия "Карнавальная ночь", вышедшая в широкий прокат в 1956 году, считается первым художественным фильмом Эльдара Рязанова.
Фильм чуть было не остановлен, худсовет назвал отснятый режиссером черновой материал "скучным и бездарным». Но картина имела невероятный по тем временам успех у зрителей: на нее было продано свыше 48 млн билетов.
Молодая актриса Людмила Гурченко, исполнившая в "Карнавальной ночи"одну из главных ролей, по словам критиков, в одночасье стала звездой.
Впрочем, Гурченко не единственное открытие Рязанова.
Самой первой именно он внимательно пригляделся и сделала звездами Ларису Голубкину, Ларису Гузееву, Лию Ахеджакову, Светлану Немоляеву, Андрея Мягкова.
Никому не известная Пугачева уже спела у него "Мне нравится, что вы больны не мной". К слову, Цветаеву, как и Пастернака, и Ахмадулину до Рязанова у нас в кино еще не пели.
Рязанов создал целое культурное пространство, в котором под гитару исполняли поэтов серебряного века и шестидесятников, слушали Андрея Петрова и Таривердиева, встречали Новый год под "Иронию судьбы"и даже рассказывали анекдоты про поручика Ржевского. Известных актрис он заставлял играть без макияжа и обзывал их "старыми клячами". Но от этого они становились еще прекрасней.
«Понимаете, каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню. Это у нас такая традиция…»
После премьерного фильма Эльдара Рязанова в шутку назвали "повелителем новогодней ночи". Какая в этой шутке доля правды, стало ясно через два десятилетия — 1 января 1976 года. Выйди новый фильм мастера в кино, он стал бы настоящим блокбастером — первый же показ сразу собрал 100 миллионов зрителей.
Но премьера состоялась на Центральном телевидении. Вот такая получилась "Ирония судьбы».
"Ирония судьбы..."открыла для миллионов людей мир русской поэзии. В фильме прозвучали песни Микаэла Таривердиева на стихи восьми поэтов: М. Цветаевой, Б. Пастернака, А. Кочеткова, В. Киршона, М. Львовского, А. Аронова, Б. Ахмадулиной и Е. Евтушенко.
Фильм сделал поэтом и своего автора. Именно после съемок этого фильма Эльдар Рязанов стал писать стихи. Писал для себя, первое время никому не показывая, а если и показывал, то выдавал их за переводы английского поэта В. Блейка.
В 1977 году в "Служебном романе"прозвучала песня Андрея Петрова на стихи Эльдара Рязанова "У природы нет плохой погоды...". А в десятом номере журнала "Октябрь"за 1983 год вышла в свет первая поэтическая подборка режиссера: восемь стихотворений и короткая эпиграмма.
Стихи Эльдара Рязанова - это тоже его фильмы, только запечатленные не на пленке, а в слове. Каждая строчка - как заветный продуманный кадр.
Поэзия Рязанова, так же как его кинематограф, дарит людям драгоценные минуты утешения и надежды.
«Ну вот, Эльдар, нет тебя…»
Сразу после известия о смерти Рязанова, поэт Евгений Евтушенко написал стихотворение - прощание с великим режиссером.
"Ну вот, Эльдар, нет и тебя,
как что-то вынули из нации,
и только чьи-то номинации
пестрят, не очень-то скорбя.
А вот Россия-то скорбит
непоказушная, бюджетная,
которую ты от обид
так защищал,
всем сердцем жертвуя!
Когда б все жили в СССР
по этим правилам сочуствия,
то был бы СССР—
пример,
со-жизни общей,
со-искусствия.
И столько раз
спасали нас
и в скушный час,
и в страшный час
твои комедии печальные,
и выручальные,
и облегчальные…
Меня ты взял на Сирано,
но было вдруг запрещено,
и я сыграл не на экране,
а в юном самовозгоранье
спасая стольких,кто в опале,
куда за правду все попали,
Я пережил,что не снимают,
не убоялся, что сломают.
Мне подарил Эльдар отвагу,—
со съемок запрещенных шпагу.
и я не сломан,
и она,
не сломана,
и мне верна.
Люблю об Андерсене фильм,
Он, правда, не для простофиль.
Эльдар, ты Бога сам сыграл,
и роль звучала, как хорал,
и все в тебе лучилось,
и, знаешь,
получилось".
29 ноября, Талса, Оклахома