«Девушка с горностаем» Зорикто Доржиева

6 октября в Художественном музее им. Ц. С. Сампилова открылась  выставка Зорикто Доржиева «Новая степь».
Общество |
Экономика |
Спорт |
Происшествия |
Здоровье |
Политика |
Культура |
Туризм |
Любимые песни родителей |
Бурятия сегодня |
Фото  «Девушка с горностаем» Зорикто Доржиева
Новая степь для кочевых народов в наше время – это весь мир. Мироощущение современного представителя монгольских народов, на уровне ощущений, снов и игры подсознания – на картинах бурятского художника. Это связь прошлого и современного, Европы и Азии, Запада и Востока, как инь и янь современного мира. И эта связь прослеживается и в самом движении выставки «Новая степь» - после всемирно известного биеннале в Венеции, она приехала в Улан-Удэ. В центр азиатского искусства России. И это, безусловно, подарок для улан-удэнцев. Как сообщила в приветственном слове министр культуры Бурятии Соелма Дагаева, выставка «Новая степь» – важное и ожидаемое событие, которое состоялось благодаря поддержке арт-галереи «Ханхалаев» (г. Москва). В большом и светлом зале представлено более сорока картин. Зорикто Доржиев – один из тех художников, благодаря которым бурятское искусство выходит на мировой уровень. Вряд ли, его работы могут кому-то не нравиться. Помню, ощущение от его первой выставки, от его картин – ощущение, словно, проснулся в детстве, ранним летним утром, и счастье, необусловленное ничем счастье, охватывает тебя. И ты даже не осознаешь этого. Такие ощущения буквально лились с полотен… Остались ли они сейчас? Сейчас впечатления немного другие, да и художник ставил перед собой другие задачи…. Перед началом выставки Зорикто сказал, что выставиться на родине, в Бурятии, для него большая ответственность, что он испытывает больше волнения. Наверное, это можно объяснить. В Европе или в Америке с интересом смотрят на самобытного художника откуда-то из Азии, но в Бурятии зрители хорошо его знают, понимают мотивы, которые используются в сюжетах картин, и отношение к ним немного другое. Мы в этой теме, можно сказать, живем. Прием со смешением различных культур, не так уж и нов. Идет ли этот разрыв на пользу творчеству? Мне как-то больше по душе чисто национальные сюжеты. Здесь, на выставке, картины навевают мысли о том, что было бы, если Запад стал Востоком, а Восток – Западом, о том, что все в мире смешалось, как в доме Облонских, что Восток уже стал немного Западом. Как на картине «Лабиринт»: небоскребы, лама, степь, земной мир замкнулся – теперь расширяться можно только за счет подсознания… Перед открытием Зорикто Доржиев рассказал о трех основных темах выставки: видение мира через детское восприятие, преломление классического искусства через этнические корни и художественные образы степной истории. Все очень гармонично, самобытно и интересно. «Девушка с горностаем», как переработка и слепок полотна Леонардо да Винчи, видимо, относится ко второй теме. Кто ближе самому зрителю? Художник? Девушка-азиатка, которая заменила юную итальянскую герцогиню? Или этот ручной горностай – хищник, выросший в неволе, в чужой среде? Этот человек и животное, запертые в кольце перерождений… Каждая картина навевает какие-то мысли. Сюрпризом открытия выставки стала демонстрация видеоинсталляций Арюны Song, подготовленных галереей «Ханхалаев» по мотивам произведений Зорикто Доржиева. Из хаоса молекул и атомов, мерцания Вселенной, волн и нитей света, появляется контур, который превращается в одно из полотен Зорикто. За кадром звучит завораживающий голос этнической певицы Урна. Видно, что Зорикто Доржиев постоянно в процессе, в поиске. Может быть, в соперничестве с самим собой, прежним, когда новые работы должны быть лучше предыдущих. В этом, некая трагедия и карма художника, которую бывает трудно пережить. Главное, что в картинах Зорикто осталась общечеловеческая тема добра и искреннего чувства, рождающие светлые чувства и эмоции. Не посетить выставку нашего знаменитого и молодого художника – просто непростительно. Иначе, в следующий раз придется ехать за ней в Лондон или Париж.
Кол-во просмотров: 2026

Поделиться новостью:


Поделиться: