270 лет исполняется Тамчинскому дацану

9–10 июля в Тамчинском дацане (с. Гусиное озеро, Селенгинский район) состоятся юбилейные мероприятия, участие в которых примут: Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев, ширээтэ ламы дацанов сангхи России, президент Бурятии Вячеслав Наговицын, представители исполнительной и законодательной власти республики.
Общество |

9–10 июля в Тамчинском дацане (с. Гусиное озеро, Селенгинский район) состоятся юбилейные мероприятия, участие в которых примут: Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев, ширээтэ ламы дацанов сангхи России, президент Бурятии Вячеслав Наговицын, представители исполнительной и законодательной власти республики.

В течение двух дней на территории дацана пройдут такие мероприятия, как философский диспут, научно-практическая конференция, освящение статуи Будды Шакьямуни, мистерия Цам, «Эрын гурбан наадан» (Три игры мужей) – конные скачки, стрельба из лука и бухэ барилдаан.

Основанный в 1741 году буддийским священником Лубсан Жинба Ахалдаевым, Тамчинский дацан до сих пор продолжает свое служение во имя Учения Будды, во благо своего народа. Подчиняясь законам диалектики, кармической предопределенности, взаимозависимости всего сущего, он, как и всякий социальный институт, пережил время становления, расцвета, упадка и вновь, следуя за колесом времени, возрождения.

Тамчинский дацан «Даши Гандан Даржалин» – один из старейших дацанов Бурятии – сыграл в развитии Учения Будды в Бурятии одну из главных ролей. После длительного соперничества с Цугольским дацаном в 1809 году он стал резиденцией Пандито Хамбо ламы и центром буддизма в Забайкалье.

Дацан, расположенный в местности Тамча на юго-западном берегу Гусиного озера, в разное время носил разные имена – Гусиноозёрский, Хулуннурский, Хамбинский. Сахюусаном (ангелом-хранителем) дацана является божество Балдан Лхамо.

В конце XIX века Тамчинский дацан являл собой крупный религиозный центр, состоящий из 17 храмов-дуганов и храмовых построек, посвящённых тому или иному божеству. Самым крупным из них являлся двухъярусный Сумэ, в котором разместилась скульптура сидящего Майдар-бурхана (Будды Майтрейи) – Будды грядущего, выполненная из дерева местными умельцами.

Как писал действительный член Российского географического общества В. Птицын: «Гусиноозёрский дацан представлял собой целый городок маленьких и чистеньких домиков, иных со дворами, в которых жило несколько сот заштатных лам и более сотни хувараков, буддийских семинаристов, обучающихся в высшей школе дацана… В этих маленьких домах кипит ключом живая жизнь. Там просыпаются с зарей, ложатся поздней ночью, спят вообще очень мало, много работают, едят умеренно, ничего не пьют, кроме чая, и всё свободное время молятся… Ни одно место никогда не производило на меня впечатления такого приюта мира, покоя и молитвы, как Гусиноозёрский дацан. Летом дацан оживлялся во время храмовых праздников, особенно во время праздника Цам, на который съезжались многочисленные прихожане и проводили там по нескольку дней. Даже простой «братский молебен», как зовут местные русские буддийское моление, совершаемое в юрте одним или двумя ламами, производит на постороннего наблюдателя совершенно серьёзное впечатление… Богослужение в дацане в торжественной обстановке, при участии шести или десяти лам, сидящих в своих парчовых мантиях, с яркими и красивыми остроконечными клобуками на головах, поджав под себя ноги, на особых высоких сидениях, друг против друга, с большим проходом посредине, с книгами в руках, читающих и довольно складно поющих резкими сильными голосами, и при участии в служении хора музыкантов на трубах и других странных инструментах, такое богослужение оставляет глубокое, незабвенное впечатление».

При дацане были разные мастерские, в которых изготавливались многочисленные ритуальные предметы: бурханы из дерева, глины, бронзы, серебра и прочих сплавов, разнообразные предметы для алтарей, мебель, рисовались танка – буддийские изображения на ткани.

По данным Б. Барадина, в 1903 году в Тачинском дацане насчитывалось 22 дугана, около 300 домов для лам и приезжих богомольцев. При дацане из 900 лам постоянно проживало лишь 500. В обычное время в посёлке проживало до 800 монахов и мирян.

Тамчинский дацан дал российскому буддизму девять Пандито Хамбо лам, одним из самых известных Хамбо лам Тамчинского дацана считается Дампил Гомбоев, занимавший пост главы буддийской сангхи в Забайкалье с 1879 по 1896 год.

Тамчинский дацан так же, как и все остальные буддийские центры России, не избежал печальной участи гонений на религию и был закрыт в конце тридцатых годов прошлого столетия. Удивительным образом остались нетронутыми главный храм дацана Цогчен дуган, а также Чойра дуган. Они являют собой единственный сохранившийся в Бурятии храмовый комплекс дореволюционного времени. В одно время в Цогчен дугане даже размещались заключённые, строившие в этих местах железную дорогу.

Многое в жизни перевидал знаменитый дацан, и вот наступило время его возрождения. В морозное ноябрьское утро 1990 года вереница машин с ламами Иволгинского дацана во главе с Пандито Хамбо ламой Мунко Цыбиковым взяла курс на юго-запад – в село Гусиное Озеро, в дацан, чтобы освятить начало нового цикла в истории древнего, легендарного, величественного, судьбоносного Тамчинского дацана. С той поры здания Цогчен дугана и Чойра дугана были отреставрированы, в них были возобновлены богослужения.

Летом 1991 года, в год 250-летия дацана, его посетил Далай лама XIV Тензин Гьятцо. 21 августа 2005 года, после 70-тилетнего перерыва, в дацане прошёл трёхдневный хурал-молебен «Ганжур».

Сегодня в Тамчинском дацане к уцелевшим дуганам прибавился и дуган, посвящённый божеству долголетия – Аюше (Амитаюс. – санскр.). Бурхан был перевезён из Новосибирска, где он долгие годы находился в разобранном состоянии под открытым небом. Его пришлось восстанавливать по старым чертежам.

Оказывает помощь буддистам и дуган в г. Гусиноозёрске – филиал дацана, построенный в районном центре Селенгинского района для нужд верующих. По федеральной программе «Культура России» продолжается реставрация Цогчен дугана – исторического памятника федерального значения. По словам ширээтэ ламы Тамчинского дацана Солбона Аюшеева, в штате состоят двенадцать лам и десять хувараков, большая часть из которых проходит обучение в стенах Буддийского университета «Даша Чойнхорлин» имени Дамба Даржа Заяева.

Кол-во просмотров: 930

Поделиться новостью:


Поделиться: