250 лет переселения старообрядцев в Забайкалье. Живут потомки старообрядцев в с.Новодесятниково

Летом этого года в Республике планируется проведение мероприятий, посвященных 250-летию прибытия первых переселенцев-старообрядцев в Забайкалье.
Общество |

Летом этого года в Республике планируется проведение мероприятий, посвященных 250-летию прибытия первых переселенцев-старообрядцев в Забайкалье. Сегодня я хочу рассказать о небольшом старообрядческом селе Новодесятниково Кяхтинского района, так как это единственное старообрядческое (семейское) село в Кяхтинском районе, откуда я являюсь родом.

Потомки старообрядцев Забайкалья(семейские)– одна из групп населения русского народа, имеющая сложную историко-этническую судьбу. За неприятие нововведений в православной церкви России и после ряда неудачных выступлений против реформ царя Алексея Михайловича и патриарха Никона во второй половине 17 века, их предки были объявлены вне закона и выселены за пределы России: проживали в Румынии, Польше, Украине и в других регионах Европы.

В конце 18 в. ЕкатеринаIIв целях освоения Сибири начала переселять старообрядцев в Забайкалье группами по 150-200 человек. Старообрядцы стали компактно расселяться на землях Забайкалья (ныне Тарбагатайского, Мухоршибирского и Бичурского районов).

В начале 19 в. с целью поиска “хороших земель” несколько семей из с.Десятниково Тарбагатайского района – Банновы, Григорьевы и Ефремовы - переселились на правое побережье р.Чикой, в последующем образовав с.Новодесятниково Кяхтинского района.

На новом месте переселенцы взялись за тяжелейший труд. Они разрабатывали, раскорчевывали участки земли под пашни, строили дома, разводили скот, обустраивали свой быт.Они привезли с собой самобытную культуру, которую выстрадали за годы гонений, и которая помогла им пережить трудное время. Эта черта народа ярко проявила себя во всем: в строительстве домов, в одежде и вещах обихода, в песнях, обрядах, в отношениях. В Этнографическом музее Народов Забайкалья г.Улан-Удэ имеется старообрядческий (семейский) комплекс, там можно увидеть быт и культуру старообрядцев. Эта черта народа ярко проявила себя в строительстве домов, в одежде и вещах обихода, в песнях, обрядах, в отношениях.

В рамках празднования 250-летия прибытия первых старообрядцев в Забайкалье в прошлом году жители с.Новодесятниково при поддержке Администрации Кяхтинского района отметили 200-летие своего села. На этом праздничном мероприятии Глава Кяхтинского района сказал: «Уникальное село с уникальными людьми, которые пришли сюда с гонениями и эти люди внесли огромный вклад в развитие Кяхтинского района, всей республики. Они умеют и любят работать, воспитывают своих детей, сохраняя все свои традиции. Люди, богатые своей душой и верой, своими традициями». И это подтверждается тем, что они внесли вклад не только в развитие района, но и Республики, а некоторые жители - в целом страны.

Сегодня, когда вся страна отмечает 70-летие Советского народа над фашистской Германией, надо сказать о том, что много мужчин из этого маленького села ушли на фронт, многие из которых не вернулись.

Жители села, района гордятся своими земляком героем Советского Союза Павлом Илларионовичем Банновым, который родился в октябре 1917 г. Проста была трудовая биография Павла Баннова до Великой Отечественной Войны. С детства он был приучен к труду хлебороба, с 16 лет стал членом колхоза «Красное знамя». Колхозники в свое время не могли нахвалиться этим парнем за его трудолюбие, работоспособность и скромность, когда он работал в тракторной бригаде. В 1938 г. Павел Баннов пошел служить в Красную Армию и Великую Отечественную Войну он встретил на Центральном, а затем на Брянском фронте.

Поражение немецких армий под Москвой и Сталинградом поставило вермахт перед катастрофой, хотя гитлеровцы были еще очень сильны. И в 1943 г. Гитлер и его подручные решили взять реванш за поражение под Сталинградом. Для наступления на Орловско-Курском направлении немцы сосредоточили невиданные людские и материальные ресурсы. На Курской дуге было сосредоточено до 50 дивизий, в том числе много механизированных и танковых, насчитывающих в своем составе до 900 тыс. человек. Их наступление должны были поддерживать 2700 танков и 2000 самолетов. Часть танковых дивизий была пополнена новыми тяжелыми танками «тигр» и «пантера», также самоходными орудиями «фердинанд» и самолетами «фоке-вульф-190» и «хейнкель-129».

Сосредоточив такие силы на столь узком участке фронта, немецкие стратеги были уверены в своей победе и неминуемом поражении Красной Армии. Однако действительность опровергла замыслы немецко-фашистского командования.

Утром 5 июля развернулось великое и ожесточенное сражение на всем протяжении Курской Дуги. В боях по отражению летнего наступления немцев Павел проявил исключительную отвагу, мужество и героизм, когда на подразделения Красной Армии немцы бросили в атаку свыше 40 танков, а с воздуха их прикрывали сотни немецких самолетов, Павел мужественно, с противотанковым ружьем в руках встретил эту лавину. В течение 5 дней в боях на Курской Дуге сержант Павел Баннов уничтожил из противотанкового ружья восемь фашистских танков и несколько десятков фашистов огнем из автомата.

За мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, сержанту Баннову Павлу Илларионовичу Указом Президиума Верхнего Совета Союза ССР от 27 августа 1943 г. было присвоено звание Героя Советского Союза.

В декабре 1943 г. Павел Илларионович Баннов по состоянию здоровья, вследствие тяжелого ранения, был демобилизован из Красной Армии. После некоторого отдыха, вызванного плохим состоянием здоровья, он работал на партийной, советской и хозяйственной работе. 24 апреля 1959 г. он трагически погиб.

В послевоенные годы труженики села и пришедшие с фронта мужчины стали поднимать разрушенное сельское хозяйство. В 1961 г. в связи с укрупнением колхозов, колхоз «Красное знамя» присоединили к совхозу «Пограничный», а с 1965 г. он стал вторым отделением совхоза «Большелугский». В те годы были построены животноводческие фермы и дома для совхозников. Сегодня, к сожалению, с.Новодесятниково, как и все села России, испытывает большие трудности, молодежь уезжает в Кяхту и Улан-Удэ, плохо работает мобильная связь, интернет. В селе сохранилось 106 дворов, где проживают около 265 человек. Но село не унывает, работает школа девятилетка, где обучаются 27 детей, имеются магазин, почта, фельдшерский пункт, дом-усадьба «Седая старина», и от администрации МО СП «Большелугское» работает 1 специалист. Хотелось бы особо отметить создателя и основателя музея-усадьбы Рышкову Степаниду Леонтьевну, которая всю свою душу вкладывает в свой труд и творчески, с любовью относится к своему созданию. Музей отличается тем, что там «вживую» можно ознакомиться, испытать на себе быт, культуру и традиции народа – старообрядцев.

При всех трудностях в село приезжают молодые семьи, создают крестьянские хозяйства. Например, Черепанов Евгений Павлович занимается выращиванием овощей, которые реализует в г.Кяхта. Рышков Олег Васильевич имеет свою пилораму и пиломатериалы доставляет в г.Улан-Удэ. Многие жители имеют частное подсобное хозяйство, у которых поголовье скота насчитывается более 30 голов.

В селе, кроме этого, не угасает, а наоборот, процветает духовная культура. В свободное время жители ходят в клуб, где заведующей работает активистка, приверженец своей старообрядческой культуры Татьяна Васильевна Мисайлова. В клубе имеется библиотека, но основной гордостью сельчан является народный ансамбль «Зареченька», руководителем которого является Баннова Людмила Сергеевна. Ансамбль часто выступает на районных и республиканских конкурсах. В этом году 26 февраля на Сагаалгане Кяхтинского землячества в г.Улан-Удэ ансамбль выступил перед земляками, проживающих в городе, и в знак благодарности был отмечен бурными аплодисментами.

Село возрождается, при поддержке МО СП «Большелугское» и районной администрации, и надеется на светлое будущее.

Раньше мне приходилось работать, изучая старообрядческую культуру, будучи директором Этнографического музея народов Забайкалья, и принимать участие в конференциях по старообрядчеству в городах России и за рубежом, работая в тесном сотрудничестве с учеными, докторами наук Болоневым Фирсом Федотовичем (г.Новосибирск) и Поздеевой Ириной Васильевной (МГУ, г.Москва), и хочу сказать, что старообрядцы (семейские) – это физически крепкие и сильные духом люди, которые внесли вклад в развитие сельского хозяйства и экономики Республики.

Кол-во просмотров: 460

Поделиться новостью:


Поделиться: