Прошедший 2011 год был бурным, неоднозначным и все же обнадеживающим. Это был год, когда все наше общество встрепенулось и как никогда захотело перемен к лучшему. И, подводя итоги ушедшего года, нельзя обойти вниманием культурные события, произошедшие в нашей республике. Их было немало, и они оставили разного рода впечатления и вклад в нашу культуру: что-то нас очень порадовало, а что-то все же неуклонно потребовало настоящей культурной революции.
Мы строили, строили…
А скорее ремонтировали и реконструировали. Целых два театра были обновлены в уходящем году: театр оперы и балета и театр бурятской драмы. Еще в феврале с официальным визитом нас посетил министр культуры РФ Александр Авдеев, пообещав финансово поддержать строительство культурных объектов. Однако торжественное открытие после длительной реконструкции БГАТОиБ состоялось только 24 мая.
Длившаяся с 2003 года реконструкция сначала сопровождалась конфликтами с подрядчиками, на нее было затрачено 1 млрд рублей из федерального и местного бюджетов. Но, как выяснилось, дубовую отделку заменили на дешевую крашеную сосну, в балетном классе все натуральное заменили синтетикой. И даже акустика в зрительном зале ухудшилась.
Разочарование от подобного ремонта у артистов и зрителей все же померкло от радости того, что национальное достояние республики, наконец, открылось, и теперь будет радовать современными постановками. Радость оказалась недолгой: «встряски» экс-худрука оперного Антона Лубченко привлекли внимание к театру, но не изменили кризисную ситуацию. Увольнение директора Людмилы Намсараевой и назначение нового художественного руководителя Азата Максутова пока не изменили ситуацию к лучшему.
– Мы все ожидали, что труппа встрепенется, когда театр откроется. Но кардинальных перемен не случилось, – отметила музыковед Юлия Соболева. – На сегодняшний день в оперном не хватает оркестрантов, которых должно быть в три раза больше. Но если мы увеличим оркестр, он «перекроет» исполнителей, у большинства из которых не хватает вокальной школы. У всех вокалистов в принципе голоса камерные. «Летящий» голос я слышала только у Аюны Базаргуруевой, интересно наблюдать за Намхаем Мунхзулом. Однако это единицы, к тому же в театре совершенно непонятный порядок распределения партий. «Энхэ Булат Батор», «Сорочинская ярмарка», «Травиата» – все недавние спектакли не произвели на меня совершенно никакого впечатления: фактически не было ни хороших партий, ни хорошей актерской игры.
По мнению Юлии Евгеньевны, театру не хватает более профессионального руководства и современного подхода к работе.
– В свое время Владимир Алексеевич Рылов произвел очень большое впечатление, при нем театр жил полноценной жизнью, – добавила музыковед. – Тогда был художественный совет, который нужно восстанавливать сейчас. Рылов экспериментировал, пытался восстановить аутентичность, был профессионален и честен. Сегодня нет в театре и педагога-репетитора с вокалистами, самое главное – музыкантам не хватает кругозора для того, чтобы развиваться. Поэтому полностью нужно менять подход, писать гранты на переподготовку, не экономить на хороших специалистах, заняться школой, разработать программу развития. И, конечно, худрук должен быть старше, опытнее, искушеннее. Лубченко «встряхнул» оркестр, но к нему были претензии по качеству, а из Максутова мог бы получиться хороший репетитор для оркестра, но не руководитель.
В целом заметно, что театрам республики не хватает ощущения праздника и творчества. Заново открывшийся 1 декабря после реконструкции театр бурятской драмы, на ремонт и реконструкцию которого было потрачено тоже немало – 500 млн рублей, этих ощущений не дал. Были отреставрированы детали интерьера, вход в театр украсила флорентийская мозаика работы Юрия Мандаганова, были обновлены маски Геннадия Васильева, панно Аллы Цыбиковой и занавес из конского волоса.
И хоть обновление здания театра в целом производит положительное впечатление, репертуар театра требует серьезного пересмотра. Пьесы «Отныне я буду жить дома», «Новая жена», «Ранней весной» и впервые показанный публике «Стреноженный век» вряд ли можно назвать современными и имеющими подлинную эстетическую ценность. «Будамшу» стал первым спектаклем, показанным на обновленной сцене, но оказался вновь «из прошлого века»: нарочитым, неискренним и искусственным. Похоже, что этому театру также нужны серьезные кадровые перемены, а не просто назначение нового директора.
Впервые на сцене
К счастью, есть положительные перемены, связанные с Русским драматическим театром, а точнее, с его новым художественным руководителем Анатолием Баскаковым и его долгожданной премьерой «Три сестры», которая состоялась 14 октября. После нее многие заговорили о «возрождении нашего русского театра», ведь постановка Баскакова оказалась не просто талантливой, а по-настоящему «чеховской»: подняла и раскрыла вечные проблемы, вполне возможно, как никогда волнующие нас именно сейчас.
Одним из ярких событий прошлого года можно считать и концерт «Песни западных бурят» в филармонии в мае и приуроченный к выпуску уникального диска, где Саян и Эржена Жамбаловы собрали аутентичные песни иркутских бурят. Собрание этого мирового наследия вызвало интерес публики, а на концерте был «переаншлаг». Театр кукол «Ульгэр» открыл сезон премьерным спектаклем «Зархай – сын Тархая», поставленным по рассказам Шираба Нимбуева. А книга с одноименным названием на книжном салоне 2011 года в Бурятии была признана лучшей книгой для детей.
Продуктивной для балета нашего оперного театра стала работа с канадским хореографом Питером Куанцем, в результате которой были поставлены три одноактных балета, основанные на современной хореографии и музыке Антона Лубченко и гениального американского композитора Стива Райха. Ну а гастролями года можно назвать концерт известного пианиста, народного артиста России, солиста Московской филармонии и общественного деятеля Дениса Мацуева, прошедшего 22 марта. Мацуев стал третьим из мировых музыкальных светил (после Святослава Рихтера и Владимира Спивакова), посетивших Бурятию.
Фестивальная карусель
В июле 2011 года состоялся третий «Голос кочевников», совместивший в этот раз в себе и конкурс исполнителей. Бурятию посетили такие известные исполнители world music, как Саинхо Намчылак и группа «Хуун-Хуур-Ту», проникновенная американка Нина Настасья, громкие бельгийские цыгане Antwerp Gipsy Ska Orchestra и уникальный японский коллектив Oki dub Аinu band. Все это великолепие смогли увидеть наши зрители благодаря стараниям организаторов и лично директора фестиваля Натальи Улановой, которая в октябре представила «Голос кочевников» на крупнейшей выставке мировой музыки WOMEX 2011, которая в этом году проходила в Дании.
Это дает нам надежды на то, что «Голос кочевников» в будущем будет становиться еще красочнее и интереснее, несмотря на то, что в столице республики пока нет подходящей концертной площадки и местных представителей «мировой музыки», кроме группы «Намгар».
Еще одно крупное событие, проходящее ежегодно, – Байкальский Рождественский музыкальный фестиваль, на которых традиционно выступают и радуют зрителей своим мастерством российские музыканты и вокалисты с мировыми именами. Таким же стал и Первый Байкальский международный конкурс вокалистов, собравший мастеров вокального искусства из разных городов России и Монголии. Для многих участников этот конкурс стал весомым шагом в их карьере, для многих – выявил недостатки вокального и сценического мастерства.
«Звуки Евразии» – ежегодный, международный фестиваль – в прошедшем сентябре собрал все мировые цитры и цимбалы: многострунные, безгрифные инструменты, которые существуют во многих культурах и имеют богатую историю своего развития. На фестиваль под неизменным руководством профессора ВСГАКИ Виктора Китова съехались музыканты из разных регионов нашей страны и других стран, дали концерты для зрителей и мастер-классы, что стало подлинным музыкальным праздником.
Осенью в Улан-Удэ состоялся и межрегиональный фестиваль национальных театров «Алтан Сэргэ», который, по сути, является единственным фестивалем национальных театров в стране. Участниками фестиваля стали театры из Монголии, Кыргызстана, Татарстана, Хакасии, Москвы и Бурятии. Фестиваль показал «картину реального театра российской провинции», как охарактеризовала его театровед Туяна Николаева.
– На фоне того, что в стране серьезная проблема с репертуарным театром, небывалый кризис переживают театры национальные, – считает Туяна Олеговна. – И поскольку «Алтан Сэргэ» был сделан очень быстро, особого времени на отбор спектаклей у театров не было, мы увидели эту реальную картину, которая творится сегодня в театрах: отсутствие национальной драматургии и основ, разруху, безвкусицу и в то же время громадный потенциал и чистоту, когда даже пошлость не от развращенности, а от безысходности… Хорошо бы и следующий фестиваль организовать так же, без тщательного отбора, и пригласить на него как можно больше чиновников и критиков, чтобы они увидели реальность российского театра.
Из крупных музейных мероприятий в этом году запомнилась третья по счету «Ночь в музее», прошедшая в мае и порадовавшая горожан множеством интерактивных возможностей, живой музыкой и познавательными забавами для детей. Большим событием стал первый международный музейный проект «Чайный путь», который прошел в рамках Байкальского международного туристического форума в сентябре. А под конец года наш земляк, талантливый художник Зорикто Доржиев показал свои работы на персональной выставке в Лондоне.
Фильм, фильм, фильм
Сложно сказать, что бурятский кинематограф развивается, но он точно не стоит на месте. В прошедшем году в республике были сняты три фильма – разные по жанрам, но так или иначе «привязанные» к республике. Фильм «На Байкал!» рассказывает зрителям о том, как здорово приехать на отдых в наши края. И пусть этот фильм больше похож на набор кавээновских скетчей, уже то, что его показывают в других городах страны – весомый плюс в копилку его создателей за привлечение внимания к республике.
Новая комедия от создателей «Чайника» с неоднозначным названием «Улан-Уdance» сюжетом и юмором тоже обладает неоднозначным. Местный юмор, или, как называют его кавээнщики, «мясо» однозначно является «пищей местного употребления» и вряд ли когда-нибудь будет понят жителями других городов. Возможно, создатели фильма находят в таком подходе определенное отражение местного колорита, однако это лишь создает для фильма рамки и ограниченность.
А вот очередной короткометражный фильм Баира Дышенова «Наказ матери» как раз пропитан настоящим национальным колоритом. И это, похоже, уже стало фирменным почерком режиссера, который показывает бурятские и буддийские устои и традиции. «Наказ матери» основан на буддийской притче, затрагивает философские вопросы жизни и веры и, как и подобает авторскому кино, раскрывает смысл через особую авторскую призму. В 2012 году фильм примет участие в официальной конкурсной программе французского кинофестиваля в городе Лимож.
2011 год в красках, музыке и действах
Подводя итоги ушедшего года, нельзя обойти вниманием культурные события: что-то нас очень порадовало, а что-то все же неуклонно потребовало настоящей культурной революции.
Общество |
Кол-во просмотров: 634
Поделиться новостью:
Поделиться: