13% детей Бурятии, звонивших на «телефон доверия», подверглись сексуальному насилию

Специалисты утверждают, что многие конфликты происходят также в обеспеченных семьях
Общество |
Фото 13% детей Бурятии, звонивших на «телефон доверия», подверглись сексуальному насилию
Фото: pixabay.com

17 мая отмечается Международный день Детского телефона доверия. За 12 лет работы этого телефона в Бурятии (республика подключилась к федеральному номеру 1 сентября 2010 года) психологи-консультанты приняли 93 842 звонка. О том, что больше всего тяготит ребятишек, рассказала заведующий Службой «Детский телефон доверия 8-800-2000-122» по Республике Бурятия Клавдия Ермакова.

Клавдия Ермакова. Фото: Зорикто Дагбаев 

— Дети какого возраста чаще всего обращаются за помощью? Что их волнует?

В основном звонят дети 12 — 16 лет. От ребят поступают звонки на тему непринятия себя, буллинга. Также сейчас ребята обращаются с более сложными ситуациями, к примеру, за первый квартал 2022 года практически 13% звонивших — дети, подвергшиеся сексуальному насилию, инцестам, изнасилованиям в подростковой среде. Другая сложная проблема — буллинг (8% от общего количества звонков). Травля происходит в подростковой, школьной среде и, самое печальное, даже со стороны учителей. Огорчает, что некоторые педагоги ограничиваются преподаванием предмета, практически не занимаясь воспитанием или наставничеством.

Существует еще одна боль, которой не принято делиться в нашем обществе – домашнее насилие. По факту жестокого обращения с детьми в 2021 году специалисты телефона доверия приняли 279 обращений. Подчеркну, что такие конфликты происходят даже в социально благополучных семьях.

К примеру, после обработки 32 таких обращений мы направили извещения в органы опеки и попечительства города и республики. В 92% факты подтвердились, специалисты органов профилактики выехали на место, увидели, что имеются факты жестокого обращения. После ребятишек отбирали из семьи и помещали в социальные учреждения. Это, конечно, вопиющие случаи, но они имеют место быть.

Нередко наши психологи телефона доверия работают с суицидентами. Такие дети звонят для того, чтобы им помогли, они цепляются за спасительную соломинку. Наша политика такова: мы не должны принимать решение за ребенка. То есть когда он заявляет, что решил свести счеты с жизнью, психологи в первую очередь говорят: «Мы уважаем твой выбор, но если ты нам позвонил, давай это обсудим». Очень часто звонки заканчиваются чем-то вроде: «Черт попутал, извините, просто наваждение».

В нашем обществе бытует мнение, что если ребенок стал жертвой, то он сам виноват. Поэтому на линии у нас идут очень щепетильные разговоры. Стараемся помочь экстренно. Бывает, что дети становятся постоянными «клиентами». Подросток может через месяц-два позвонить и сказать: «Спасибо большое! Когда я вам набирал, то вообще не надеялся, что мне помогут».

— Что самое трудное в вашей работе?

— Главные наши принципы – бесплатно, анонимно, конфиденциально. Ребенку необязательно называть свое имя, местоположение, возраст и прочие персональные данные. Есть такая категория, которые молчат в трубку, они и считаются самыми «острыми», поскольку не могут сформулировать проблему, находятся в такой депрессии, что не знают, с чего начать разговор. Такая сессия (молчание) может длиться до 12 минут, после ребенок собирается с мыслями и начинает делиться проблемой. Его, как правило, никто не торопит, психолог только направляет, мягким голосом говоря: «Это детский телефон доверия, если вам нужна помощь, дайте знак». Перед тревожным, очень серьезным разговором бывают 1 - 2 звонка-молчания. Так дети проверяют, можно ли нам доверять. 

Вообще, перед тем как позвонить на детский телефон доверия, мы рекомендуем подготовиться. На листе можно написать общие вопросы, которые хотите обсудить, это позволит легко настроиться на разговор. Специалисты же знают, что в первую очередь необходимо снять острое психологическое состояние. Но предугадать, чем закончится разговор невозможно – ребенок в любой момент может его прервать. Хорошо, если есть обратная связь, когда дети перезванивают, а такое часто бывает – у нас есть кодификатор, по которому мы регистрируем звонки для ведения статистики (ни для чего более). Счастье, когда слышишь в трубке: «Это было что-то! Как я не натворил глупостей?! Я ввел в поисковую строку: «как покончить жизнь самоубийством», а меня перенаправили на ваш телефон. А ведь позвонил просто для того, чтобы поругаться…».

— Звонят ли дети шутки ради?

Да, это распространенная практика, особенно во время каникул и активных рекламно-информационных кампаний «Запиши номер детского телефона доверия в дневник».

Обращаются с выдуманными историями. Мы, честно сказать, рады таким звонкам. В тот момент, когда ребенка прижмет к стенке, он будет знать, что здесь, несмотря ни на что, отвечают и помогают. Были такие детишки, которые звонили до 10 — 15 раз. Телефонные сессии длились несколько секунд, ребята молчали, их никто не торопил, им рассказывали о принципах работы Службы. Сотрудники общаются всегда добрым и позитивным голосом. Порой подросток удивляется терпению специалистов, что те не злились. Не получив желаемой ответной реакции, дети прекращали свои шалости.

Бывало, когда девушки однажды попали на консультанта-мужчину, после пытались снова с ним поговорить. Когда попытка увенчалась успехом, они, не сдерживаясь, вскрикивали: «Бинго! Я дозвонилась». Вот такой «челлендж» устраивали.

— В период экзаменов звонков больше?

— В связи с учебной тревожностью подростки 13 — 15 лет звонят очень часто. 16 —17-летние обычно обсуждают тему выбора профессии. Переживают не о том, как сдать экзамены, а о том, какую оценку они получат. Ведущую роль играет конфликт детско-родительских отношений. Почему-то родители, имеющие медицинское образование, хотят, чтобы чадо продолжило их династию. Буквально в этом месяце было несколько звонков, когда девушки-подростки говорили, что хотят быть фотографом, поваром, одна из них хотела поступать в студию кинематографов, но родители не одобрили этот выбор.

— Каким образом и где проходит обучение ваших специалистов?

— Специалисты на службу детского телефона доверия принимаются с опытом практической работы психолога (не менее 3 лет), имеющие психологическое, педагогическое образование либо иное образование с обязательной подготовкой телефонного консультирования и знанием психологических аспектов.

Проводится длительная стажировка – это не реальные разговоры с детьми, а звонки-муляжи. И таким образом руководитель службы, супервизор, методист будет готовить будущего работника. До момента принятия стажером настоящего звонка проходит порядка 3 — 6 месяцев.

Также наши специалисты ежегодно, помимо курсов повышения квалификации, проходят обязательное обучение. До перехода в ДФО мы проходили такое обучение в Барнауле, в этом году оно проходит в Новосибирске. Уже есть специалисты, которые туда поедут. Так как детский телефон доверия работает под эгидой Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, организация оплачивает обучение.

Сейчас все специалисты службы детского телефона доверия по Республике Бурятия имеют опыт работы более 5 лет и профильное высшее психологическое образование. Текучести кадров у нас нет, люди довольно-таки стойкие.

На данный момент к единому телефону доверия подключены 85 регионов России. Я работала в нескольких таких службах и вижу, что все-таки национальный компонент в каждом регионе свой.  

Нам звонят не только из Бурятии, но и Красноярского и Забайкальского краев, Новосибирской, Иркутской и Амурской областей. В таком случае помогает межведомственное взаимодействие – мы отправляем извещения в органы опеки и уполномоченным по правам ребенка других регионов. Такая связь работает очень активно, благо что это общероссийская линия.

— Спасибо большое, успехов вам!

Кол-во просмотров: 1002

Поделиться новостью:


Поделиться: