Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Рассказ о молебне девяти бурятских лам в 1941 году в Москве, опубликованный на страницах журнала «Байкал-ГЕО», в спецвыпуске «Республика Бурятия: Наш бессмертный полк», вызвал огромный интерес у читателей.

Исторический факт подвига бурятских лам в годы Великой Отечественной войны обнародован благодаря заслуженному артисту России, народному артисту Бурятии, члену Союза писателей России Доржи Сультимову. Именно он перевел на русский язык статью монгольского писателя и журналиста Сэдэнэй Намсарая, которая была опубликована в монгольской газете «Национальная почта». В ее основе лежит история, изложенная в книге «Сэмуун саг» («Смутное время») Дамбинимы Цырендашиева. Она была издана в 2012 году в Улан-Удэ.

Вот какие события описываются в статье:

«Во времена социалистического строя засекреченные материалы, касающиеся не только узкого круга людей, но и целого государства, находились под строжайшим секретом.
В начале Великой Отечественной войны советские войска отступали. Фашисты, безостановочно наступая, приблизились к Москве на расстояние более 20 километров. На фронте сложилось тяжёлое положение.
Сталин пригласил представителей конфессии для того чтоб остановить нападение на Москву. Первыми обряд провели представители православной Церкви».

Для проведения следующего обряда после продолжительного поиска нашли девять лам — буддийских священнослужителей, находившихся в заключении в тюрьмах и лагерях. Их срочно освободили и привезли в Москву.

"Когда девять лам доставили в Москву, Сталин лично встретился с ними и объяснил тяжелое положение, сложившееся на фронте, в частности, под Москвой. Он задал ламам несколько вопросов о том, какими путями можно остановить агрессию Гитлера и как можно защитить Москву. Озадачив священнослужителей, Сталин поручил им за ночь хорошо подумать и утром доложить лично ему свои предложения и их решение", - сообщается далее в спецвыпуске. - На следующее утро при встрече со Сталиным ламы сказали, что они смогут вызвать сильную снежную бурю и усилить мороз. Для прочтения молитвы и проведения обряда понадобятся священные книги и кое-какие принадлежности. Но они находятся в Улан-Удэ и хранятся в Одигитриевском соборе, превращённом в музей – склад".

Отобрав одного из девяти освобожденных лам, отправили его на самолёте в Улан-Удэ. Ночью они прилетели в столицу Бурятии из Москвы, нашли и подняли с постели музейных работников, после чего привезли их в Одигитриевский собор. Одним из хранителей музея был Жалсан Жапов, позже рассказавший известному учёному Дугару Мижидону о произошедших далее событиях.

«Осенью 1941 года я был сильно напуган тем, что среди ночи к нам постучали в дверь. Я поспешно открыл дверь и к нам вошёл полковник КГБ и приказном тоном сказал, чтобы я быстро оделся и последовал за ним. Дрожа от страха, я быстро оделся и, ступая через порог своего дома, думал, что обратно наверняка не вернусь», - вспоминал Жалсан Жапов. – «Когда мы вышли на улицу, там стояла легковая машина. Посадили меня в неё и повезли в сторону Одигитриеского собора. В машине сидел ещё один человек нашей национальности. Когда она на большой скорости подъехала к собору, полковник мне приказал: «Немедленно найдите этому человеку нужные ему вещи!»

Тот незнакомец сказал мне, что ему нужна священная книга «Жуд» для прочтения молитв. После активного поиска мы нашли всего две-три священные книги. Кроме них передали незнакомцу хонхо (колокольчик) с очиром (или ваджра), дамару (ритуальный двойной барабан), сан (музыкальный инструмент в виде двух медных чаш), хэнгэрэг (барабан). Этого пожилого человека я знал. Я видел его в Эгитуйском дацане Еравнинского района, но до сих пор не могу вспомнить его имя", - сокрушался хранитель музея.

Как следует далее из перевода книги, после прибытия в столицу с нужными атрибутами для проведения обряда, ламы нашли в окрестностях Москвы возвышенное место и, устроившись там, начали читать молитвы, чтобы вызвать свирепый холод, снежную бурю. После завершения обряда ламы не успели еще вернуться на территорию Москвы, как небо заволокло чёрными тучами, и с неба посыпался пушистый, густой снег. Спустя немного времени поднялся ветер, и началась аномальная снежная буря. Шквальный ветер все усиливался, при этом ударил сильный заморозок, и стало жутко холодно.

Не ожидавшие мороза, и не успевшие переодеться в зимнюю одежду войска фашистов начали замерзать. Вот поэтому они и не смогли продолжить свое наступление на Москву для захвата.
В первых числах ноября 1941 года для обороны столицы сюда было стянуто множество подразделений Красной Армии. Участниками обороны Москвы были и многие выходцы из Бурятии.

«В 1995 году в параде Победы в городе - герое Москве участвовали выходцы из Бурятии Лэгсэг Эрдынеев и Ринчин Цыренжапов. Они вспоминали то время, когда под Москвой стояла тёплая погода и вдруг красноармейцев срочно переодели в зимнюю форму. Всем стало невыносимо жарко в тёплых овчинных шубах. Но вдруг погода резко изменилась и началась снежная буря. Усилился небывалый в истории тех мест лютый мороз. Успевшие перейти на зимнюю форму одежды солдаты восхваляли Сталина за его ум и предприимчивость», - сообщается в статье «Байкал-ГЕО», предоставленной пресс-службе Сангхи России. – «В этот период, когда свирепствовал мороз, части Красной Армии под Москвой, переодетые в шубы, валенки, шапки, начали стремительное наступление на фашистских захватчиков. 7 ноября 1941 году на параде на Красной площади с трибуны Мавзолея И.В. Сталин в приветственном слове упомянул сильный мороз, мол, сама природа помогает Красной Армии».

Многие удивительные чудеса происходят на Земле. И все, что с ними связано, часто подолгу хранится за семью замками и печатями. Секретные материалы и факты, касающиеся как узкого круга людей, так и целых государств, выходят на свет спустя многие десятилетия, а иногда и века.

Похожие новости:

Экономика и бизнес
614
Здоровье, дом
526
Общество и культура
328
Общество и культура
230
Общество и культура
1109
Общество и культура
530