Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

15 апреля в оперном театре состоится юбилейный творческий вечер живого классика современности Виктора Усовича. Единственному (не хочется говорить, последнему) на сегодня маститому композитору Бурятии в прошлом году исполнилось 70 лет, но из-за «ковидных» вопросов традиционное мероприятие тогда решено было перенести.

Учитывая продолжающийся режим ограничительных мер и прочие сложности, концерт наверняка бы еще долгое время оставался под вопросом, но Виктор Алексеевич проявил здесь завидное упорство, не имеющее ничего общего с нескромностью или какими-то иными помыслами.

Подобными вехами в культурном пространстве республики всегда занимались на уровне правительства, приравнивая такие события к вопросам государственной важности. Потому что речь на самом деле не про юбилей Усовича и дежурные поздравления композитору. Когда мы говорим о творцах подобного уровня, речь идет о состоянии души народа и будущем республики.

«Композитор – это философ» 

В одном из своих немногочисленных интервью Виктор Усович рассказал, что по-настоящему духовное музыкальное произведение способно вершить чудеса и буквально поднимать человека на высокую планку нравственных высот. Вникнув в музыку Бетховена, Баха, Шопена, человек не может сделать что-то плохое. Приходите на концерт и убедитесь сами – как-то приглашал композитор ведущего программы АТВ Владимира Банчикова.

Если кто в Бурятии и может сегодня говорить о подобном на самую широкую аудиторию, то это только Усович. Он был, кстати, одним из немногих в республике, кто публично высказался по поводу знаменитых поправок в Конституцию России, поддержал инициативы президента и не побоялся при этом выглядеть немодным. Виктор Алексеевич вообще из тех, кто не боится называть вещи своими именами.

Композитор – это философ. Не только потому, что сочинительство – это трудоемкое и сложное дело, требующее десятилетий для  постижения   профессиональных навыков, но и потому, что композитор познает жизнь, всю ее изнанку. Видит эту жизнь без прикрас и способен сделать на основе увиденного и пережитого важные выводы, – объяснял Виктор Алексеевич в другом своем интервью, словно рассказывал о самом себе.

Познать изнанку жизни

Родился в Улан-Удэ в семье железнодорожников, учился в музыкальной школе и с юных лет в беседе с отцом твердо заявил, что хочет стать композитором! Поступил в Свердловскую консерваторию, откуда пошел служить в армию. Три года срочной службы на Южном Урале в танковых войсках, где пальцы пианиста, бывало, примерзали к железу. Вернувшись в консерваторию, поступил в аспирантуру. Оттачивал свое дарование у знаменитого Тихона Хренникова, пророчившего Усовичу большое будущее. Но Виктор Алексеевич решил связать свое будущее с республикой.

Три оперы, четыре симфонии, музыка к многочисленным спектаклям, камерно-вокальным, камерно-инструментальным сочинениям, песням и романсам на стихи Пушкина и басни Крылова. 15 лет художественного руководства Бурятской государственной филармонией. С 1979 года членство в Союзе композиторов России, в правлении Союза композиторов Бурятии. Многолетнее сотрудничество с детской школой искусств №3 Улан-Удэ, музыкальным колледжем им. П.И. Чайковского, институтом культуры.

Недавно я пришел к назначенному исполняющим обязанности мэра Улан-Удэ Игорю Шутенкову и сказал, что многие знают, есть такой композитор Виктор Усович, но музыку мою, к сожалению, знают немногие. Он мне ответил: «а я и вас не знаю».

Так, собственно, мы и познакомились, и быстро нашли общий язык, будем теперь решать общие вопросы, – с улыбкой рассказывал в одной из телепередач  Виктор Алексеевич.

Между тем в Бурятии были времена, когда композиторов здесь не просто знали в лицо и слушали их музыку, а почитали как выдающихся мыслителей. С одной стороны, и сегодня совершенная игра на музыкальном инструменте представляется рядовому гражданину чем-то сверхъестественным и непостижимым, недоступным большинству обывателей. С другой – республика, построившая 70 лет назад такой оперный театр, равный которому еще поискать, заявила как минимум о своем высоком самосознании. Мало построить оперный театр, его необходимо наполнить достойным содержанием, и оно, это содержание, действительно здесь когда-то было.

Кто напишет оперу

Для оперного театра Республики Бурятия писались оперы. Причем все понимали, что написать оперу – это наивысшее по сложности произведение, вобравшее в себя и художественное, и музыкальное, и сценическое, и певческое направление. Одним словом, поставить произведение на сцене мог только всесторонне развитый человек, добившийся самого высокого мастерства.

Таким мастером, к примеру, был Бау Ямпилов, которому в этом году исполнится 105 лет со дня рождения. Выпускнику той же, Свердловской консерватории Баудоржо в годы Великой Отечественной войны привелось служить в саперном батальоне и командовать ротой на Ленинградском фронте. Излишне говорить, что его знаменитый балет «Красавица Ангара» или детскую оперу «Чудесный клад» знали не только жители республики, но и вся страна.

Каждая новая опера или симфоническое произведение бурятских композиторов воспринимались не просто как произведение, а как некая квинтэссенция достижения всей республики. Что говорить о таких датах, как юбилей республики, когда рождались знаковые произведения ведущих композиторов Бурятии, коих, кстати, было немало, и это становилось нормой. К созданию таких произведений подходили со всей ответственностью, потому что понимали всю серьезность государственной задачи.

Как известно, к 100-летию нашей республики впервые за много лет среди композиторов объявлен конкурс по созданию национальной оперы. Более серьезного мероприятия в творческой жизни Бурятии придумать сложно. Все понимают, что это должна быть опера по значимости и величию никак не меньше, чем написанная когда-то опера «Энхэ-Булат батор», впервые показанная на Декаде бурят-монгольского искусства в Москве в 1940 году. Кто напишет современной Бурятии такую оперу и какой она будет?

Свои заявки на участие в конкурсе прислали 13 композиторов самой разной географии – от Москвы до Читы (три заявки – из Улан-Удэ), однако Виктора Усовича среди них нет. Единственный композитор Бурятии, последний композитор, вобравший в себя все богатство бурятской музыки и национального колорита, почему-то не подал заявку на создание, как предполагается, главного произведения в современной жизни нашей республики.

Что могло бы услышать сердце композитора, которое не может лгать? В какие музыкальные образы переложил бы он то, что происходит вокруг нас? Об этом, надеемся,  мы узнаем в ходе творческого вечера Виктора Усовича, который состоится 15 апреля в 18.30.

Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет (6+)

культура

Похожие новости:

Общество и культура
141
Общество и культура
610
Общество и культура
1528
Общество и культура
910
Общество и культура
1544
Общество и культура
797