Есть ли будущее у электромобилей в Улан-Удэ?

Количество электромобилей в Бурятии спустя год после отмены транспортного налога только растёт, но инфраструктура для них не готова

Экономика |
Фото Есть ли будущее у электромобилей в Улан-Удэ?

Год назад в Народный Хурал Бурятии поступила законодательная инициатива депутатов Сергея Дороша и Галсана Дареева об освобождении от уплаты транспортного налога владельцев электромобилей уже с 2020 года. В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что в республике зарегистрировано всего 70 машин с электрическим двигателем.

 «Новая Бурятия» выяснила, увеличилось ли количество электромобилей в Бурятии спустя год после принятия закона и поинтересовалась у владельцев этого вида транспорта, есть ли разница между обычным авто и электромобилем. Опытом вождения автомобилей с электрическим мотором в столице Бурятии поделились «лифоводы» – так  себя называют владельцы электрокара Nissan Leaf – самой популярной в России марки автомобилей с электрическим мотором.

Отмена налога

Закон об освобождении от транспортного налога владельцев электрокаров в Бурятии приняли 6 мая 2020 года и сейчас можно подвести некоторые итоги. Основная причина принятия закона в Бурятии – экологичность этого вида транспорта. Учитывая, что количество автомобилей в республике только растет (зарегистрированных в 2020 году автомобилей было более 383 тысяч), а чистого воздуха в столице Бурятии с каждым днём всё меньше, освобождение от транспортного налога владельцев электрокаров должно было стимулировать граждан перейти на авто с электрическим двигателем.

В той же пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что экологический эффект от эксплуатации электромобилей даже в количестве 70 единиц состоит в снижении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 7,3 кг ежегодно (при годовом пробеге порядка 20 тыс. км).

Кроме того, владельцы электромобилей должны были выиграть от существенной разницы между ценами на бензин и электричества:

- Так, расход электроэнергии для электромобиля Nissan Leaf (109 л.с.) на каждые 100 км пробега составляет примерно 10,5 кВт/ч, при стоимости 2,83 руб./кВт.ч. расходы автовладельца составляют 148,58 руб. на 100 км (10,5 кВт/ч*2,83 руб./кВт.ч*5 часов (среднее время заряда). Расход бензина для аналогичного по мощности автомобиля Toyota Corolla (109 л.с.) на каждые 100 км составляет 6,6 литра, при цене 43 руб./литр расходы автовладельца составляют 283,8 руб. Таким образом, суммарная экономия от эксплуатации 70 электромобилей составляет 1 млн. 893 тыс.  руб. (при годовом пробеге порядка 20 тыс. км), - сообщалось в пояснительной записке.

При этом потери бюджета должны были составить незначительную сумму, учитывая количество зарегистрированных на начало 2020 года электромобилей, за 70 электрокаров это всего около 132 тысяч рублей.

Между тем по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в России продолжается рост продаж электрокаров. По итогам 2020 года россияне приобрели в два раза больше автомобилей с электрическим мотором, чем в 2019 году. В 2021 году тенденция продолжилась. Эксперты агентства сообщают, что с начала года в нашей стране было приобретено 189 новых электрокаров, что в 5,6 раза больше, чем в январе-феврале 2020 года, тогда было продано всего 34 электромобиля. Причем по итогам продаж лидирует модель Nissan Leaf.

Братство «лифоводов» Бурятии

В Бурятии пока нет большого количества авто с электрическим мотором, но их число тоже постепенно растёт. В начале 2020 года из 383,4 тысяч автомобилей, зарегистрированных на территории республики, 70 относились к авто с электродвигателем. Сейчас в Улан-Удэ их насчитывается более 150, отмечают в местном сообществе владельцев электрокаров.

Владимир, один из участников сообщества «лифоводов», рассказал, что в Бурятии нет большого «ассортимента» электромобилей и они в основном из Японии, почти все марки Nissan Leaf.

- Являюсь владельцем 1 год. У меня модель Nissan Leaf 2012-го года. Япония, брал её за 450 тысяч рублей. «Лиф» - самая доступная модель для россиян. Если мы говорим об электромобилях в Бурятии, то мы имеем в виду Nissan Leaf. Других пока нет.  К нам на сбор клуба приезжает один Mitsubishi i-miev, но он только один на весь город, если я не ошибаюсь.

По его словам, разница между обычным авто и электромобилем есть и она ощутима.

- Разница с обычным авто большая. Писать можно очень долго. Больше преимуществ, чем недостатков. А главное – не надо заправлять дорогой бензин. И расход на электроэнергию у меня не больше 400 рублей в месяц, - рассказывает Владимир.

Сообщество владельцев электрокаров большое и дружное. Владимир говорит, что «в вайберсообществе их только около 150 владельцев электромобилей, но по городу их точно больше».

Другой «лифовод» отмечает, что именно у владельцев электромобилей сейчас очень активное сообщество, участники которого готовы в любой момент приехать и помочь, если возникнет проблема с машиной.

- Самое главное, что я ощутил, когда пересел на электрокар, это наличие некоего братства «лифоводов», где все готовы прийти друг другу на помощь. Поскольку нет у нас еще единого сервисного центра для электромобилей, то каждый пытается сам решать свои проблемы. Месяц назад у меня была проблема – вода попала в «зарядку». И мне помогала вся вайбер-группа. Человек пять приехали со своими зарядками ко мне, и мы в гараже провели целый консилиум, решая, что делать. В итоге проблему решили, но отмечу, что нам помогали советом даже наши коллеги из иркутского клуба «лифоводов». И второй важный момент – каждый раз, когда я проезжаю мимо бензиновой заправки, то у меня сердце радуется, и я чувствую себя свободным от цен на нефть.

Льготы и меры поддержки

Главное преимущество электромобилей для всего мира – это их экологичность. Именно заботой об окружающей среде продиктованы решения государств со временем отказаться от авто с двигателем внутреннего сгорания. Не так давно власти нескольких государств заявляли, что к 2030-2050 годам планируют полностью перевести граждан на авто с электрической тягой, запретив авто на бензине и дизеле. И ввели некоторые меры поддержки: субсидии на покупку электромобилей, освобождение владельцев таких авто от налогов, бесплатные парковки и отсутствие ввозных пошлин.

В России с 2020 года в некоторых регионах обнулён транспортный налог для электромобилей. Данный вид налога относится к региональным, и решение об его отмене принято лишь в некоторых субъектах, и Республика Бурятия вошла в это число с 6 мая 2020 года.

Также до конца этого года на электромобили, относящиеся к легковым и имеющих не более 8 посадочных мест, процент ввозной пошлины будет равен нулю. Снизился и таможенный сбор для электромобилей: сегодня эти платежи снизились до 0% у легковых, и до 5% у грузовых соответственно.

Но, конечно, для последующего увеличения количества электромобилей в стране этого мало. Улан-удэнские владельцы электрокаров отмечают, что даже отмена пошлины это временная мера.

- В 2020-2021 году была отмена пошлины. Это главное и единственное поощрение со стороны государства. И то, говорят, что это связано с правилами ВТО. В 22-м пошлину обязательно вернут. Хотя есть ещё отмена налога, но это незначительные копейки, - говорит Владимир.

И улан-удэнские владельцы электромобилей просят власти города и республики увеличить в регионе количество электрозарядных станций.

- Будущее электромобилей неизбежно. Стоит только поездить на электрокаре, и понимаешь, что на вонючего бензинового монстра уже ни за что не сядешь. Чувствую себя, как владелец автомобиля в начале 20-го века среди карет с лошадьми, пусть даже и дорогими. В первую очередь нам нужны электрозарядные станции по городу. Не такие, как у ТК «Мёд», где стоит обычная розетка вместо Chademo. Ни один «лиф» там не может получить быструю зарядку. А сколько пиара было при открытии…

Другие владельцы всё равно просят поблагодарить Вадима Бредния за зарядную станцию.

- Мы выражаем огромную благодарность лично Бреднию Вадиму Витальевичу за зарядную станцию на ТК «Мёд». И было бы очень хорошо, если бы все сети и торговые центры установили хотя бы по одной зарядной станции. А с правительством нашим сложно. Хотели ставить станцию на ФСК, но там с документами на землю не могут решить.

В начале 2020 года компанией «Россети Сибирь» в Бурятии планировалась установка в границах города Улан-Удэ первой пилотной электрозаправочной станции (ЭЗС) для электромобилей. Даже был проведен опрос среди горожан, где именно установить станцию. Большинство горожан проголосовало за место возле ФСК. Но в настоящее время эта станция так и не появилась. Как пояснили «Новой Бурятии» в пресс-службе «Россети Сибирь», «в настоящее время проект приостановлен в силу финансовых ограничений».

И, подводя итоги, можно сказать, что будущее у электрокаров в Бурятии пока туманно. Количество электромобилей будет увеличиваться, если появится больше льгот для владельцев авто с электрическим двигателем, если государство выделит субсидии на покупку экологических авто, как это делают в некоторых странах, и если, наконец, по городу и республике появятся полноценные зарядные станции для электрокаров. А то, что нашему региону и столице республики буквально как воздух нужны экологичные виды транспорта, и так понятно.

Фото предоставлены сообществом владельцев Nissan Leaf в Улан-Удэ.

Кол-во просмотров: 2402

Поделиться новостью:


Поделиться: