Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Как уже сообщала «НБ» (№8 (556) от 8 марта 2021 года), в феврале Счетная палата Бурятии провела проверку муниципалитетов на предмет того, как там используются субсидии по поддержке частных дошкольных учреждений. Известно, что с 2018 года частным детским садам республики стали выдавать две субсидии. Одну – для создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, вторую – на реализацию образовательных программ. Поскольку проверка подняла волну слухов о росте оплаты за посещение частных детских садов и даже их закрытии, мы попросили аудитора Счетной палаты РБ Валентину Федосову ответить на некоторые вопросы.

–  Валентина Пурбуевна, чем вы можете объяснить возникший ажиотаж вокруг вашей проверки? Собственно, кого и что вы проверяли?

– Проверка проходила по плану работы Счетной палаты Республики Бурятия. Проверкой охвачен продолжительный период: с 2018-го по 2020 год. Объектами проверки стали Министерство образования и науки Республики Бурятия, МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ», МКУ «Комитет по социальной политике администрации МО «Кижингинский район», МКУ «Управление образования МО «Тарбагатайский район»,  МКУ «Иволгинское управление образования» и частные организации, индивидуальные предприниматели – получатели субсидий.

Были проверены все муниципалитеты, где есть частные детские сады. По одному такому детскому саду есть в Кижингинском и Тарбагатайском районах, и четыре – в Иволгинском районе. Все остальные расположены в Улан-Удэ, из 75 частных детских садов – получателей субсидии проверено 13.

– Это была первая проверка такого рода?

– Такого рода проверка в Бурятии была первая. Напомню, прошло три года с момента начала субсидирования частных садов на присмотр и уход. Сразу уточню, субсидии предоставляются не в целях «поддержки частных дошкольных учреждений», а в целях решения проблемы с очередью в детские сады. Республика здесь выполняет свои прямые полномочия – предоставление дошкольного образования.

Во-вторых, исходя из нормативных документов, субсидия на присмотр и уход  предоставляется не в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, а на возмещение расходов частных дошкольных образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей, возникающих «при создании условий» для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, то есть уже когда сады открыты и работают.

– В вашем отчете есть фраза: «Министерством образования и науки Бурятии направления использования субсидии на присмотр и уход не определены». Что она означает?

– Надо понимать, что когда предоставляется субсидия, обязательно должен быть порядок предоставления и распределения этой субсидии. Таково требование Бюджетного кодекса. Если юридическое лицо или некоммерческая организация получили субсидию из бюджета, они должны четко знать, на какие цели она получена, какого результата должны достичь и на что израсходовать эти деньги. То есть должно быть направление расходов. Например, в городе Улан-Удэ направления расходов были определены только с 21 сентября 2020 года. По субсидии на дошкольное образование расходы определены законодательно.

– Цитата из материалов проверки: «Выявлены случаи двойного отражения одних и тех же детей в информационной системе «Сетевой город. Образование», недостоверное отражение посещаемости детей, что создает риски необоснованного получения субсидий». Означает ли это, что бюджетное финансирование эти сады получали за одного и того же ребенка, отраженного в двух разных детских садах?

– Речь идет о занесении сведений в автоматизированную информационную систему «Сетевой город. Образование». Было выявлено, что именно в эту систему сведения заносились некорректно, что при недобросовестном подходе позволяло получать необоснованно средства из бюджета. Кроме того, при неправильном занесении сведений создаются риски двойного получения субсидии на одного и того же ребенка.

– Согласно материалам проверки, получателями субсидий на дошкольное образование в 2020 году в Бурятии были только 29 частных детских садов, имеющих лицензию не на все свои подразделения, а образовательная услуга оказывалась во всех подразделениях. Иными словами, в этих подразделениях образовательная услуга оказываться не должна была. Скажите, как такое стало возможно, если частные детские сады должны в обязательном порядке проверяться муниципальными органами власти, теми же специалистами Министерства образования и науки Бурятии?

– Выявленные многочисленные нарушения говорят о том, что со стороны Министерства образования и науки республики не был налажен контроль ни на стадии рассмотрения заявок, ни на стадии приемки отчета. Вторая причина – несовершенство нормативной базы, которая, безусловно, требует доработки, в том числе и на уровне Российской Федерации.

– В родительских чатах воспитатели распространили информацию о том, что в результате проверки, которая уже была когда-то, из статьи расходов частных детских садов убрали игрушки. Насколько это верно?

– Направление «Игрушки» входит в состав расходов на образовательный процесс. Следовательно, эта позиция не может финансироваться из двух субсидий одновременно. В этом и был вопрос, и если большинство получателей это условие выдержали, то отдельные частные детские сады нарушили, а теперь еще и в чатах выдают информацию, что это требование незаконно. Согласитесь, закон должен быть один для всех.

– Некоторые частные детские сады сообщили, что готовы выйти из  программы субсидирования. Каковы будут последствия такого выхода для родителей?

– Надо понимать, что частные детские сады – это бизнес. Если бизнес решил, что в программе субсидирования не будет участвовать, это его решение. Кстати, у нас много частных детских садов, которые в программе субсидирования не участвуют. Стоимость посещения ребенком частного детского сада регулируется только конкуренцией между ними. Отмечу, средства из бюджета – это огромное подспорье как для получателей субсидии, так и для родителей. И бизнес здесь не должен  шантажировать родителей.

Тем более что, получая деньги из бюджета, должны понимать, что проверка целевого использования неизбежна. К примеру, родителям будет интересно посмотреть, в каких условиях находятся их дети, если детский сад открывается на 41 место, а кроваток там всего 14. При этом субсидию данный частный детсад получает ежемесячно по 6 тыс. рублей на 41 ребенка.

Еще один вопрос – чем кормят детей. Согласно проверенной документации, при нормативе полноценного обеда почему-то готовят на обед только первое блюдо, а при 12-часовом режиме дня в отдельных садах отсутствует ужин. В частных детских садах питание и образование должно быть не хуже, чем в муниципальных. Они также должны придерживаться санитарных норм, а не делать так, что 14 детей находятся на 14 квадратных метрах в игровой комнате. Я уже не говорю о том, что многие сады не имеют возможности для прогулки детей. Таких примеров, к сожалению, достаточно. 

– В своем пресс-релизе, опубликованном на сайте, вы сообщаете, что передали документы в МВД РБ. По каким фактам усматриваете нарушение закона?

– Да, материалы нашей проверки уже переданы в прокуратуру Республики Бурятия, в МВД РБ и Роспотребнадзор. В отдельных частных детских садах – получателях субсидий созданы прекрасные условия для воспитания и нахождения детей, организовано хорошее питание, учеба, игры, отдых. И методическая литература есть, и лицензия, и воспитатели с образованием, и кухня. Таких гораздо больше. Можно констатировать, что программа по субсидированию частных детских садов себя оправдала. Это позволило значительно сократить очередь в детские сады. Однако есть и такие получатели, которые нарушили порядки и соглашения, причем намеренно. По ним правовое решение должны принять правоохранительные органы, а субсидия, использованная незаконно, должна быть возвращена в бюджет. Одним словом, потребуется и внесение изменений в нормативные правовые акты Республики Бурятия, и обучение специалистов. Работа предстоит большая.

 – Спасибо за беседу.

Похожие новости:

Происшествия
102
Власть
117
Общество и культура
228
Общество и культура
103
Общество и культура
584
Экономика и бизнес
184