Куда дуют «мусорные» ветра (МЕДИА)

О работе региональных операторов по обращению с ТКО по России в целом, а также о сложностях и положительных моментах в деятельности «ЭкоАльянса» - в материале «Новой Бурятии»
Экономика |
Фото Куда дуют «мусорные» ветра (МЕДИА)

В России началась первая процедура банкротства мусорного регионального оператора  – в Вологодской области «Аквалайн» подкосила просьба властей снизить тарифы на 20%. Скидки были предоставлены под обещание властей их компенсировать, но этого до сих пор не было сделано, поэтому компания несет убытки, утверждает глава «Аквалайн». Причем еще до этого Российский экологический оператор (РЭО) перечислял компанию в списке девяти регоператоров, которые оказались под угрозой приостановки работы. Под вопросом были девять операторов по обращению с отходами в пяти регионах: Дагестане, Вологодской и Челябинской областях, а также в Башкирии и Чувашии.

4569 рублей за 1 кубометр

Напомним, с начала 2019 года в России было выбрано 178 региональных операторов, 175 из них приступили к работе. Из-за пандемии платежи и от населения, и от бизнеса за вывоз мусора снизились: за первое полугодие 2020-го дебиторская задолженность операторов выросла почти на 20% — до 46,7 млрд рублей. Кредиторская задолженность региональных операторов увеличилась на 2,8% — до 40,1 млрд рублей (в обоих случаях — данные Минприроды). По данным Общероссийского народного фронта (ОНФ), более 80 региональных операторов имеют кассовые разрывы, что делает их вывоз отходов нерентабельным, таково мнение эксперта ОНФ Александра Когана.

По его словам, 12 региональных операторов имеют кассовый разрыв более 20% от годовой выручки, а 68 — 10 – 20%. Средняя собираемость платежей на услугу обращения с отходами для населения и юрлиц составила 79% с начала 2019-го по май 2020 года. Кассовые разрывы только растут, и если этой проблемой не заниматься, в перспективе может случиться банкротство региональных операторов и срыв «мусорной» реформы, предупредил эксперт.

По словам Когана, тарифы на вывоз мусора разнятся от 77,9 рубля за 1 кубометр в Дагестане до 4569 рублей за 1 кубометр в Ненецком автономном округе.

Лишили контейнеров

Общество с ограниченной ответственностью «РТ-НЭО ИРКУТСК» зашло на территорию Иркутской области в начале 2010-х и обслуживало преимущественно южные районы Иркутской области.  С начала 2019 года компания получила статус регионального оператора.

Как и во многих регионах, «РТ-НЭО ИРКУТСК» столкнулось с множеством проблем, которые выявились после введения «мусорной» реформы. Для начала необходимо было понять, сколько должно быть контейнерных площадок и самих контейнеров на каждом участке. Отметим, что оборудование контейнерных площадок для сбора мусора лежит на органах местного самоуправления. Информацию о количестве и состоянии этих площадок регоператору зачастую приходилось собирать вручную, а также иметь дело и с неверными цифрами: сотни контейнерных площадок не были учтены в существующих реестрах.

Ситуация усугубилась в августе 2019 года, когда субподрядчик в одностороннем порядке расторг договор с «РТ-НЭО Иркутск». Региональный оператор остался не только без техники, но  перевозчик забрал контейнеры и вывернул содержимое на асфальт. Часть города погрузилась в «мусорный» коллапс, телефоны компании разрывались от звонков горожан, возмущенных горами мусора во дворах. Ответственность за подобные ситуации лежит на собственниках контейнерных площадок, однако «РТ-НЭО Иркутск» пришлось вывезти мусор.

— В общем и целом регоператор неплохо справляется со своей работой. По крайней мере от жителей Иркутска стало поступать меньше жалоб. Дворы убирают, мусор вывозят. Но что касается бизнес-сферы, то здесь все не так гладко. В прошлом году множество юридических лиц судились с «РТ-НЭО Иркутск», потому что те не соглашались заключать договоры «по факту», — рассказал уполномоченный по правам предпринимателей Иркутской области Алексей Жемчужников.

По его словам, у предприятий был выбор – либо заключить договор на обслуживание согласно принятым нормативам, либо «по факту», то есть вывозить столько, сколько они мусора производят.

— В «РТ-НЭО Иркутск» выдумывали предлоги вроде «необходим раздельный сбор мусора, если вы хотите обслуживание «по факту», в противном случае мы его вообще не будем вывозить». Как позже выяснилось, Министерство жилищного развития выпустило методрекомендации, по которым с юрлицами должны были заключать договоры на обслуживание исключительно по нормативам. А они с принятием «мусорной» реформы увеличились в десятки раз. Чиновники играют в одни ворота? – поясняет Алексей Жемчужников.

Бизнес идет в отказ

Немногим хуже, хотя «немногим» это мягко сказано, обстоят дела в Забайкальском крае, где в 2018 году региональным оператором был назначен «Олерон+». Региональный оператор, несмотря на заверения телеканалов о «хорошей службе для забайкальцев», справляется со своей работой в разы хуже, чем его собрат в Бурятии. Интересно, что и сами забайкальцы с сарказмом называют Забайкальский край «мусорным краем», а столицу региона  Читу — «мусорной столицей».

Проблемы здесь встречаются такие же, как и в Иркутской области и Республике Бурятия: нехватка контейнеров и площадок для них, ненормированный рабочий график машин или же отсутствие техники по сбору и вывозу мусора вообще, а также отсутствие более чем у половины юридических лиц и индивидуальных предпринимателей договора с регоператором об оказании услуг.

Так, из 5000 предприятий только 15% заключили такой договор. Остальные же предпочитают сваливать мусор на контейнерные площадки жилых домов, что создает неудобство местным жителям. Тем не менее убирать мусор, который работники торговых точек почему-то складируют на площадках для крупногабаритного мусора во дворах жилых домов, региональному оператору все же приходится.

Ставка на самосбыт

В Бурятии регоператор сегодня сделал ставку на совместную работу с перевозчиками в реализации сбытовых проектов. Уже есть положительный опыт в реализации такой схемы, она позволила закрыть кредиторскую задолженность перед перевозчиками и перейти на авансовую работу. По Иволгинскому району рост сборов составил 231%. Положительные результаты по увеличению сборов также сложились и в других районах: Кижингинском, Тункинском, Кабанском, Прибайкальском.

Постепенно выстраивается работа с населением (на конец октября начисление осуществляется по 390 тыс. лицевых счетов), с бизнесом заключено более 6100 договоров. Анализ финансового состояния компании показывает положительную динамику снижения кассового разрыва. Если в январе 2020 года сбор составлял 40 млн рублей, то уже в ноябре – 72 млн рублей. Как отмечает директор «ЭкоАльянса» Алдар Бальжиров, большинство населения поняли, что если за вывоз мусора платить, то не будет и свалок. Особенно это заметно в сельской местности.

Разобраться со свалками

К слову, регоператору медленно, но все-таки удается разобраться со свалками. С его помощью еще в прошлом году был составлен реестр свалок и начата планомерная работа по их уборке.  С марта 2019 года было убрано 28 свалок, общий объем вывезенного мусора – порядка 2 тыс.  кубометров.

— Для начала стоит отметить, что свалки из ТКО уже не образуется – они уменьшились на 95%. На данный момент этот факт подтверждают и прокуратура, и Бурприроднадзор, — отмечает Алдар Бальжиров. – Но второй момент – кто ответственный за те свалки, которые  были образованы по большей части  до начала «мусорной» реформы.

Еще в прошлом году судебная практика  основывалась на Постановлении Правительства №1154, и свалки был обязан убирать региональный оператор.

— Мы проиграли ряд судов и убрали свалки по территории города Улан-Удэ, Иволгинского и еще ряда районов. В 2020 году мы доказали судам, что свалки обязан убирать собственник земельных участков,  — отмечает Бальжиров.

В целом процедура выглядит так: обнаруживается свалка, регоператор ее фиксирует, оценивает и направляет претензию в адрес собственника с требованием в течение 30 дней эту свалку убрать. Если свалка не убирается, то «ЭкоАльянс» через месяц приступает к ее уборке. После все расходы, которые понес регоператор, предъявляются собственнику земельного участка.

—  Но мы понимаем, что основными пострадавшими в данном случае будут муниципальные образования. А бюджеты муниципальных образований не позволяют убирать свалки, которые образовывались за десятки лет: это и транспортное плечо и сам объем, и свалки там уже смешались с землей. Если еще в прошлом году они сами активно требовали уборки этих свалок, то сегодня понимают, что эти требования вернутся к ним, — отмечает директор «ЭкоАльянса». – Поэтому необходимо искать какое-то совместное решение, и, я думаю, мы к этому придем, тем более что сегодня достаточно плотно работаем с местными властями и в плане уборки, и в плане транспортировки  мусора, и по сбыту.

К чему придем

В части отходов сегодня обсуждаются новые меры по созданию современных полигонов, системы онлайн-контроля за полигонами, развитию рынка вторсырья, системы утилизации, повсеместному внедрению раздельного сбора отходов. Задача по переработке отходов входит в национальный проект «Экология». Сегодня с помощью федеральных денег строятся мусоросортировочные заводы. На переработку к 2024 году должны отправлять 36% бытового мусора, а на сортировку — 60%. Принятые в 2020 году новые национальные цели задают еще более высокую планку к 2030 году. Планируется отправлять на сортировку 100% бытовых отходов и в два раза снизить объем захоронения на полигонах.

Подробности о ходе мусорной реформы в Бурятия смотрите в нашем интервью с директором компании «ЭкоАльянс» Алдаром Бальжировым:

Кол-во просмотров: 3677

Поделиться новостью:


Поделиться: