Креатив на пользу обществу

Улан-удэнец Вячеслав Бутуханов стал финалистом первого национального открытого чемпионата в сфере творческих компетенций ArtMasters 2020. Это новый масштабный проект, включающий различные форматы профессиональных соревнований в креативных индустриях
Экономика |
Фото Креатив на пользу обществу

Улан-удэнец Вячеслав Бутуханов стал финалистом первого национального открытого чемпионата в сфере творческих компетенций ArtMasters 2020. Это новый масштабный проект, включающий различные форматы профессиональных соревнований в креативных индустриях. Чемпионат проходит при поддержке Фонда президентских грантов, правительства России, Москвы и других ведомств, корпораций и компаний.

Вячеслав Бутуханов принял участие в чемпионате по компетенции «Дизайнер смешанной реальности». Как рассказывает сам участник, это разработка различных пластов виртуальной и дополненной реальности.

- Создание определенного сюжета зависит от ландшафта территорий, исторического и культурного контекста. Специалист должен обладать навыками дизайнера и программиста со знанием истории. Профессиональные обязанности: знание профильного программного обеспечения, дизайн-проектирование (миров и механик, персонажей, сценариев, интерфейсов), разработка и оформление 3D объектов, построение программной архитектуры проектов. Профессиональные навыки: основы дизайн-композиции, теория визуальной культуры, основы рисунка и скетчинга, основы проектной деятельности, - отмечает в интервью Вячеслав.

Стоит отметить, имя Вячеслава уже давно мелькает на страницах СМИ. Невероятное жизнелюбие и творческая активность заставляют его двигаться и творить невероятные вещи. То он открывает в Улан-Удэ бесплатный кружок виртуальной и дополненной реальности, то выигрывает гранты на разработку 3D-словаря бурятского языка, то участвует в конкурсе волонтеров, то побеждает со своим сценарием на Байкальском питчинге дебютантов. Он рассказал немного о том, как получилось объединить увлечение виртуальной реальностью и любовью к родной культуре.

- Надо сказать, что термин «смешанная реальность» включает в себя как виртуальную (это когда мы полностью погружаемся в цифровое окружение), так и дополненную (это когда существующее окружение дополняется виртуальными элементами) реальность. Смешанной реальностью я занимаюсь с 2016 года. В этом году я открыл первый в Улан-Удэ клуб виртуальной реальности. Тогда я приобрел самый дорогой на тот момент шлем виртуальной реальности HTC Vive. В клуб приходили клиенты, чтобы познакомиться с новой технологией, также мы участвовали во всевозможных выездных мероприятиях: благотворительная акция «Руку другу протяни», Ночь музеев, Библионочь и т.д. Меня заинтересовала доселе невиданная технология, предоставляющая широчайшие возможности для творчества,  - рассказывает Вячеслав.

Желание использовать  технологии привело к тому, что Вячеслав начала самостоятельно изучать эту тему: прошел множество онлайн-курсов, пересмотрел сотни видеороликов на YouTube.

-  Приобретя некоторые навыки в данном вопросе, я начал искать где можно применить эту технологию с пользой. В те годы никто не знал практического применения смешанной реальности для чего-то помимо игр и развлечений. На форуме «Территория смыслов на Клязьме» в 2017 году я предложил использовать дополненную реальность для изучения языков народов России. Так были разработаны сначала 3D-словарь бурятского языка, а затем 3D-словарь удмуртского языка. Потенциал применения дополненной реальности очень высок. Не секрет, что сегодня дети рано знакомятся с различными гаджетами. Актуальным вопросом становится применение педагогами новых цифровых технологий. Это интересно, увлекательно и зрелищно. Данные словари были высоко оценены экспертами на Всероссийских конкурсах. И я рад, что моя разработка получила тиражирование уже в нескольких регионах нашей большой страны. Недавно ко мне обратились коллеги с предложениями разработать аналогичные словари по ненецкому и чувашскому языкам.

Вячеслав не просто увлекается новыми технологиями и обучает этому других, он ищет возможности улучшить свои знания, общается с другими ребятами из этой сферы. Так он узнал о чемпионате ArtMasters.

- Смешанная реальность – это новая область, в которой сейчас крайне мало специалистов у нас в стране. Например, в городе Улан-Удэ я знаю только одного профессионала в этой области - Алексея Аюшеева. Несмотря на то, что это одна из самых перспективных профессий будущего, наблюдается дефицит кадров и все, кто так или иначе занимаются данной технологией, знают друг друга. Постоянно общаясь с коллегами из разных городов, от одного из них я узнал о чемпионате ArtMasters. 2 отборочных тура проходили в онлайн формате. Я подал заявку, прошел онлайн тестирование и выполнил заочные задания. Из 10 035 участников во второй тур чемпионата пошли 1 145 человек. Из них в финал Чемпионата по результатам второго тура прошли 155 участников от 18 до 35 лет в 16 компетенциях. По нашей компетенции прошли 10 человек, а к финалу нас осталось только 8. Заочное задание состояло в том, чтобы за отведенное время создать приложение дополненной реальности по маркерной технологии, а также дизайн с помощью нейросети.

12 октября в театре «Геликон-опера» состоялась торжественная церемония открытия Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters. Церемония прошла в экспериментальном формате — главная сцена и зрительный зал театра поменялись местами: все зрители расположились на сцене, а артисты и ведущий мероприятия — в зрительном зале. Такое решение позволило подчеркнуть уникальность чемпионата ArtMasters. Благодаря такому эксперименту гости вечера смогли ощутить себя внутри пространства сцены и взглянуть на процесс создания шоу глазами тех, кто работает за кулисами.

После открытия чемпионата участники работали над очными заданиями в течение двух дней. Площадкой проведения выступил Российский технологический университет (РТУ МИРЭА), оснащенный по последнему слову техники.

- Мне особенно понравилось автоматизированное кресло, которое позволило работать над заданием на протяжении многих часов, не ощущая усталости. Задания отличались разнообразием, сложностью, но все были очень интересными. В некотором смысле это была своеобразная «прокачка» своих навыков. Мы создавали дизайн в виртуальной реальности, придумывали генеративные инсталляции на базе сенсора глубины. Финальным заданием стало создание музыкального биомеханического инструмента. Это новый интерфейс ввода между человеком и машиной, где устройством ввода является тело человека. Когда пользователь двигает руками, ногами или перемещается в пространстве он запускает те или иные музыкальные сэмплы и помогает графике генерировать новый визуальный контент. Человек подходит к камере, создает возмущения в пространстве, которые отражаются как на звуковом, так и на визуальном ряде. Иными словами, мы создавали инструмент, позволяющий одновременно рисовать и создавать музыку.

В конце каждого дня работы над очными заданиями участников ждала насыщенная и интересная культурная программа. Вячеслав признается, что его впечатлили высокий уровень организации чемпионата и его масштабы.

- По сути, это новый формат олимпиады для творческих профессий. Направление смешанной реальности — это достаточно новая область и перспективное именно для креативной индустрии. Было очень много полезного: я познакомился с интересными людьми, которые занимаются общим со мной делом, приобрел новые навыки, пообщался с экспертами-профессионалами в той области, где практически нет специалистов. Участие в чемпионате позволило оказаться на острие инновационных подходов и вызовов, которые предстоит преодолеть. Так, например, я узнал, что высоким потенциалом обладают решения, которые основываются на генеративных нейросетях. В будущем наиболее востребованными станут художники, которые обучают нейросети, создавая свои датасеты, а затем продают их другим творцам. Конечно это звучит устрашающе, но тем, кто выбирает путь дизайнера смешанной реальности сегодня, предстоит усвоить, что это суровое испытание. Оно требует инициативности, неимоверной усидчивости, т.к. практически все приходится усваивать самому. Также сегодня важным становится генерирование новых форм и решений - того, чего никогда не было раньше.

Церемония награждения победителей и заключительный гала-концерт прошли  21 октября на Новой сцене Большого театра.

 

Кол-во просмотров: 2098

Поделиться новостью:


Поделиться: