Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Началось все с математики

В 70-х годах венгерский скульптор и преподаватель архитектуры Эрнё Рубик, пытаясь объяснить студентам понимание трехмерного пространства, создал первый прототип своего популярного изобретения. Он сделал 27 деревянных кубиков и раскрасил каждый в шесть цветов. Попытка студентов и самого Эрнё Рубика собрать из них один целый куб так, чтобы цвета на каждой грани совпадали, успешно завершилась только спустя месяц. После нескольких месяцев работы Эрнё Рубик создал тот самый магический куб, получивший известность во всем мире как кубик Рубика.

Стандартная головоломка представляет собой куб размером 3×3×3 с цветными сторонами каждая. Грани куба вращаются вокруг трех внутренних осей, каждая из шести граней состоит из девяти квадратов и окрашена в один из шести цветов. Распространенный вариант окраски квадратов, расположенных парами друг напротив друга: красный — оранжевый, белый — жёлтый, синий — зелёный. Повороты граней позволяют переупорядочить цветные квадраты множеством различных способов. Задача проста – привести кубик в первоначальное состояние, то есть собрать его так, чтобы каждая из граней куба была одного цвета. Число возможных различных состояний кубика Рубика равно 43 252 003 274 489 856 000, то есть более 43 квинтиллионов комбинаций.

В Советский Союз кубик Рубика попал в 1981 году и, как и во всем мире, завоевал всеобщую любовь и признание среди граждан. Со временем в журнале «Юный техник» (№7 за 1982) даже начали публиковать чертежи для самостоятельного изготовления кубика. Он был желанным подарком на Новый год, потому что, несмотря на свою популярность, приобрести кубик Рубика в СССР было сложно.

Со временем увлечение сборкой кубика Рубика переросло в соревнования. Все началось с любительских турниров, которые со временем становились все масштабнее и по количеству участников, и по уровням сложности сборки. Впоследствии сборка всеми любимой головоломки превратилась в один из интеллектуальных видов спорта под названием спидкубинг. Первый международный турнир по спидкубингу прошел в Будапеште в 1982 году, где участие приняли 19 человек из разных стран.

Популярность данного направления привела к необходимости создания международной организации World Cube Association (WCA), которая разработала единые правила для проведения соревнований во всем мире. Согласно этим правилам, для определения лучшего времени каждому участнику даётся пять попыток собрать кубик Рубика на время, после этого убирают самый лучший и худший, а из оставшихся трех выводят среднее арифметическое. Побеждает участник с наименьшим временем сборки. Мировой рекорд по сборке куба 3х3х3 сейчас составляет 3,47 секунды и принадлежит китайцу Юйшэн Ду.

Спидкубинг в Бурятии

В России подобного рода соревнования начали проводиться в начале 2000-х. Тогда же начали появляться первые любительские и профессиональные клубы спидкуберов. Бурятия не стала исключением, в регионе тоже нашлись любители быстрой сборки кубика Рубика. Одним из них является Баир Павлов, тренер и участник многочисленных соревнований по спидкубингу.

— Года три назад ко мне в руки попал кубик. Я мог собрать только одну сторону, как и все. Появилось у меня желание научиться собирать его. Сейчас, когда можно зайти в Интернет, где все в открытом доступе, можно научиться, если есть желание,   терпение. Когда ты умеешь уже одну сторону собирать, то дальше дело легче идет. За один день можно всему научиться, если   знаешь, как собрать одну сторону, — рассказывает Баир Павлов.

Сейчас Баир обучает ребят от семи лет, которые уже после первого занятия в один час могут научиться собирать кубик полностью. Единственное, что ребятам необходимо потом – подучить специальные формулы. Поначалу ребенок будет собирать кубик с помощью этих формул. В дальнейшем, когда   их выучит, он собирает кубик без подсказок и ускоряется в темпе. Сначала   собирает кубик за пять минут, потом за три и уже спустя неделю тренировок   может собрать его меньше, чем за две минуты.

— На занятиях и соревнованиях используются стандартные кубики — 3х3х3. Собирается и кубик  2х2х2, но он легче. На соревнованиях такой кубик собирается за три — пять секунд. Лично я собираю кубик 4х4х4 меньше, чем за две минуты. На соревнованиях кубики «запутывают» так, чтобы у всех участников были одинаковые шансы. Но у кого навыки прокачаны сильнее, тот и выигрывает, — объясняет Баир.

Воспитанники Баира и он сам неоднократно участвовали как в городских, так и во всероссийских и международных соревнованиях по спидкубингу. Так, участвовал во всероссийских соревнованиях в Иркутске, в Томске и в Санкт-Петербурге. По его словам, на западе страны движение спидкубинга значительно больше, нежели в восточных регионах. Соревнования там проводятся чаще, и участники   попадаются сильнее.

— Изначально у нас был любительский клуб, ребята к нам приходили на сходки. Мы общались, знакомились, собирали кубик Рубика на скорость и друг с другом знакомились. Такой компанией   поехали на международные соревнования в Иркутск. Это было два года назад. Тогда мы, конечно, не так хорошо собирали кубики, как сейчас. И ребята в целом тоже. Те участники, которые проезжали из Новосибирска, к примеру, из  Красноярска, они гораздо быстрее нас собирали. У нас тогда только один человек вошел в полуфинал, это Петр Корытов из школы №56. Ему немного не хватило, чтобы в финал попасть, — рассказывает Баир Павлов.

В прошлом году представитель Бурятии попал уже в финал всероссийских соревнований, проходивших в городе Томске. В финал попал ученик школы №19 Андрей Андреев. Занять призовое место ему не удалось, однако, по словам Баира, попасть в финал – уже дорогого стоит.

— Ребята   приезжают сильные, они собирают кубы за восемь — десять секунд. Для них это норма, — поясняет он.

В начале этого года на базе школы №44 Баир провел внутришкольное соревнование по спидкубингу. Помощь оказывал Зорикто Занхоев, заместитель директора по воспитательной работе в школе №44. Победителем тогда стал ученик старших классов Санжи Бальжинимаев.

В 2019 году 1 июня прошли первые республиканские соревнования по сборке кубика Рубика, в которых принимало участие более 80 человек из разных районов республики. Соревнования проводил клуб любителей кубика Рубика совместно с Министерством спорта и молодежной политики Республики Бурятия и Восточно-Сибирским государственным университетом технологии и управления. В конце этого года планируется провести вторые крупные соревнования по спидкубингу. Если эпидобстановка не позволит этого сделать, то соревнования пройдут в онлайн-режиме.

Сейчас Баир совместно с супругой заведует магазином всевозможных головоломок cube_club_03, где можно найти стандартные кубики Рубика размерами 3х3х3, 4х4х4, 6х6х6, а также другие его вариации по типу пирамиды Мефферта, мегаминксы и гигамиксы (многогранники с 12  гранями).

Влияние кубика Рубика

Головоломка на то и головоломка – она существует, чтобы «ломать голову» человека. Как известно, практически любые головоломки способствуют интеллектуальному развитию человека. Они являются прекрасным средством для развития пространственного мышления, воображения, конструктивного мышления и способствуют успешному обучению во все периоды жизни.

Кроме того, кубик Рубика может стать альтернативой смартфонов, к которым родители на сегодняшний день приучают своих детей с раннего возраста.

К примеру, при сборке кубика Рубика у ребенка развивается моторика рук. В процессе сборки с гранями куба взаимодействуют все пальцы, то есть задействованы обе руки. При работе обеих рук развиваются оба полушария головного мозга, что благоприятно влияет на речь, память, воображение и т. д.

Сюда же относится и пространственное воображение. Подросток, собирающий кубик Рубика, четко понимает, в какую сторону и как нужно провернуть грань, чтобы собрался определенный цвет, к примеру. Никак не обойтись при сборке кубика без использования логического мышления. Развитие логики происходит благодаря тому, что ребёнку необходимо мыслить на несколько ходов вперёд, чтобы добиться результата, выбирая наиболее подходящую комбинацию для последующих действий. При сборке кубика Рубика зачастую используется не только обычная, но и моторная память (запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений).

Сборка кубика влияет и на личностные свойства ребёнка. Так, при сборке головоломки у ребёнка появляется уверенность в себе,  в своих действиях.

Как утверждает Зорикто Занхоев, кубик Рубика дает возможность иначе посмотреть на некоторых детей.

— Дети отпрашивались с уроков на соревнования. Мне стало интересно, поэтому я пошел с ними. Там   познакомился с Баиром и увидел, что все серьезно. Секундомеры у них такие солидные. Мне было приятно видеть, что некоторые наши дети, своеобразные, сложные дети, хулиганы, грубо говоря, предстали совершенно другими. Передо мной сидели   сосредоточенные люди,   увлеченные сборкой. Вот оно, влияние кубика Рубика, — вспоминает он.