Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Не высказать тех чувств, что испытала я, держа в руках письма 70-летней давности. Они хранились у Евдокии Ахадаевны Алдыровой, которая приходится невесткой С.В. Васильеву. (На сегодняшний момент она живет с семьей дочери на о. Кипр. Родилась в 1925 году. Будучи человеком очень неугомонным и интересующимся своими предками, восстановила генеалогическое древо своего рода, несмотря на то, что осталась еще совсем крошкой, когда не стало родителей. Она перелопатила кучу литературы, ездила на малую родину – остров Ольхон, а выросла в Еравне, прожила большую часть жизни в Хоринске, работала бухгалтером в Хоринском лесхозе, встречалась и знакомилась со своей родней, за что удостоилась их благодарных слов. Теперь все знают, кто кому и кем приходится….  Затем она взялась за Книгу Памяти, где нашла имена своего родного брата, дяди, родственников, односельчан, земляков со своего района, не вернувшихся с полей битв Великой Отечественной войны. К своему великому удивлению и разочарованию, не нашла имени своего свекра – Семена Васильевича Васильева.  И тогда  взялась за их семейный архив.)

И вот я услышала потрясающую (для меня) историю о простом представителе моего родного бурятского народа, который прошел всю Великую Отечественную войну! Семен Васильевич Васильев родился в 1905 году, учился в школе и закончил четыре класса церковно-приходской школы в с. Загустай Кижингинского района. Из автобиографии: начал работать продавцом магазина № 4 Кодунского Потребобщества, затем в Чесанском сельсовете  и   Хоринском отделении Госбанка. С июля 1941 года  в возрасте 36 лет  был призван в действующую армию. Обучаясь на полигоне Цугол дацана в Забайкальском крае, показал себя с таких сторон, что его оставляют обучать вновь набранных солдат. Оценили его опытность, грамотность (умел читать и писать на русском, бурятском, старомонгольском), каллиграфически образцовый почерк, ответственность.  А ему самому, как любому патриоту родины, хочется бить врага…

Письма датированы началом службы в 1941 году и заканчиваются в 1945 году.  По письмам можно проследить весь его военный путь. Только в 1943 году его отправляют на Западный фронт не простым солдатом, а ротным писарем. Оказалось, что он не только обучал солдат, а был незаменимым человеком, отвечал за всю почту, то есть переписку всех, кто не умел читать и писать. Читал письма родственников солдатам, писал под диктовку обратные письма… Он был большим аккуратистом, сохранился весь список роты с подробными адресами, в котором вся география СССР. Каких только нет городов, областей и республик… Белгородская, Кировская, Узбекская ССР, Калининградская, Винница, Казахстан, Полтавская, Челябинск, Кировоград, Харьковская, Ростовская, Тюмень, Одесса, Харьковская, Орловская, Тамбовская… и это неполный перечень.

В списке есть Герои Советского Союза. Сам  Семен Васильевич Васильев, кавалер ордена Славы III степени, прожил до 1978 года. После войны работал в Кижингинском и Хоринском районах в системе Райпотребсоюза.

В его бумагах сохранилась копия: «Приказом по 5-му механизированному корпусу от 5 мая 1944 года «о17/н» действующей Армии. От имени Президиума Верховного Совета ССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество награждаю: рядового Семена Васильевича Васильева – сапера 39-го отдельного мотосаперного батальона орденом Славы III степени» (фрагмент).

Некоторые письма маленькие и короткие, некоторые – чуть больше.  Его любовь к близким и тоска по ним выражаются в его письмах, каждое из которых начинается с перечисления всех членов семьи, иногда заканчивается рисунком для сына или дочери…

Много писать нельзя: бумага – на вес золота; о работе писать нельзя – секретно.

Интересно то, как стало меняться оформление конвертов. Если в начале войны они имели грозный клич «Идет война священная!», «Все на фронт!», то после 1943 года, после положительных перемен в ходе войны, конверты имеют другие изображения в виде победоносных лозунгов: «Вперед, на Берлин!».  Вся Западная Европа числится в его письмах.

Как много было таких, как он, порой забытых, безымянных солдатов войны… Евдокия Ахадаевна помнит о его редких воспоминаниях. Он вообще не любил вспоминать и говорить о тех годах.  Непонятно, как и когда, будучи на подступах к Германии, они попадают в окружение. И тогда его спасла жизненная опытность, основанная на знании народного лечения. Говорил: вам не надо знать и даже слышать об этом.       

Горжусь тем, что простой человек всю войну был связующей ниточкой между солдатами родины и их родственниками, между ними и их малой родиной, согревал теплом скупых слов из далеких, но родных уст…    Время неумолимо отдаляет от нас историю тех огненных лет. Иногда слышу, что молодежь не знает даты начала и конца Великой Отечественной войны. Да, это так далеко, так давно это было. Да, мы счастливы, что не знаем, каково жить в условиях и состоянии войны…

Считаю, что пример Евдокии Ахадаевны Алдыровой является подвигом благодарной памяти своим близким и родным. Она добилась того, что имя Семена Васильевича Васильева внесут в следующую Книгу Памяти.

Спасибо всем дедам, всем ветеранам тыла за любовь к родине, стойкость духа, за все, что они сделали для нас! Я горжусь тем, что на Празднике Победы ширятся и ширятся ряды «Бессмертного полка»! Благодарю томского журналиста Сергея Лапенкова, придумавшего этот полк. Пусть не умолкает слава тех героических дней!

Заключение

Память – преодоление времени, преодоление смерти. Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим.

В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» – это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный и, следовательно, неспособный на добрые, бескорыстные поступки. Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной… Подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, совестливое отношение к личным предкам и близким – родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми связывают общие воспоминания, –  так и историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ.

 Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры…

 Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память человека, семьи, народа – наше богатство.

Наталья Нимаева

Похожие новости:

Общество и культура
555
История
92
Общество и культура
121
Общество и культура
137
Общество и культура
188
Общество и культура
271