Как Модогоев строил БАМ

XX век. Век открытий, новых формаций и бурных событий в истории человечества. Удивительные были времена, когда совершенно молодые люди могли стать идейными вдохновителями, вожаками, руководителями. Таким человеком являлся Андрей Урупхеевич Модогоев. Выходец из крестьян-середняков Эхирит-Булагатского района, современник и участник всех событий в жизни нашей страны, благодаря свои качествам прошел на руководящие должности и впоследствии на протяжении двух десятилетий возглавлял областную партийную организацию
Общество |
Фото Как Модогоев строил БАМ

XX век. Век открытий, новых формаций и бурных событий в истории человечества. Удивительные были времена, когда совершенно молодые люди могли стать идейными вдохновителями, вожаками, руководителями. Таким человеком являлся Андрей Урупхеевич Модогоев. Выходец из крестьян-середняков Эхирит-Булагатского района, современник и участник всех событий в жизни нашей страны, благодаря свои качествам прошел на руководящие должности и впоследствии на протяжении двух десятилетий возглавлял областную партийную организацию

15 января 2020 года исполняется 105 лет со с дня рождения Андрея Урупхеевича Модогоева, выдающегося партийного и государственного деятеля, неоднократно избранного членом ЦК КПСС и депутатом Верховного Совета СССР. Он успешно руководил БурАССР и Республикой Бурятия 22 года. Предстоит провести тожественное собрание, посвященное его юбилею –  это событие будет радовать не только старшее поколение, но и весь народ Бурятии.

О том, какой неоценимый вклад в укрепление республики он внёс, многократно писали ученые, журналисты, а также первый президент Бурятии Леонид Потапов, который считает себя его учеником, есть и воспоминания Героя Социалистического Труда Поздеева, общественницы Салматиной и других известных деятелей разных отраслей.

За период его руководства в республике произошли ускорение индустриализации, подъем аграрной мощи, промышленности. Были построены и реконструированы: завод «Электромашина», «Приборостроительный завод», завод «Теплоприбор», ЛВРЗ, авиазавод, ЦКК, Джидакомбинат, Тугнуйский угольный разрез, Тонкосуконный комбинат, ЗММК, Гусиноозерская ГЭС, ТЭЦ-1 и 2, БАМ, объекты жилья, школы, детские сады, больницы, клубы, БНЦ, вузы. Ветераны хорошо помнят его постоянные разъезды по республике, тесное общение с народом. В то же время он был очень строгим и часто отчитывал чиновников.

Также имел тесные деловые контакты с правительством СССР, РСФСР, РФ.

Я хотел бы поделиться своими воспоминаниями о первой встрече с Андреем Урупхеевичем. После досрочного завершения строительства ЗММК и сдачи его в эксплуатацию нам, руководителям стройки и дирекции завода, сказали, что приедет первый секретарь обкома КПСС Модогоев. К назначенному времени мы вышли встречать его у подъезда. Он приехал на «Волге», один, без охраны. Выйдя из авто, поздоровался с нами рукопожатиями и, посмотрев на административно-бытовой корпус, с удивлением спросил – зачем вам такая большая контора? Мы ему объяснили, что здесь не только контора, но и инженерная лаборатория, медпункт, торговый куст, столовая, служба охраны. Затем начался обход завода, в цехе подготовки его удивил гигантский листоплавильный станок.  Далее, обходя цеха, он подходил к рабочим-станочникам, со всеми здоровался за руку – а у них руки по локоть в мазуте и грязи.  Спрашивал, как зовут, сколько зарабатывают, есть ли дети и квартира. И, оборачиваясь к руководителям дирекции завода, говорил: «у него столько детей, а квартиры нет — надо безотлагательно решить эту проблему». Осмотрев завод, он был удивлен огромным производственным цехом, площадь которого 180 ты. квадратных метров.

Надо знать, что строительству завода предшествовали многочисленные споры между иркутским, читинским, хабаровским и бурятским обкомами о том, «где посадить» этот базовый для строительства БАМа завод. Как видим, победил бурятский обком, и в этом личная заслуга Модогоева. Так, после завершения строительства к нам приехал министр транспортного строительства Е. Ф Кожевников. На совещании он поблагодарил строителей за досрочное завершение такого крупного объекта и рассказал про горячие споры между обкомами, «но меня убедил посадить его здесь Андрей Урупхеевич». Надо сказать, они были близкими друзьями – Кожевников дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР от БурАССР. А после его смерти ЗММК было присвоено его имя. К сожалению, в лихие 90-е годы  это имя исчезло.

Возникает вопрос – что дали БАМ и Минтрансстрой для развития Улан-Удэ?  Построен ЗММК, где стали работать 2 тыс. человек, построен жилой комплекс – 40, 41-й и частично 43 кварталы в Октябрьском районе, где раньше стояла глухая тайга. Построены школа №18, детский сад «Оюна», ресторан «Ургы», спортивный комплекс КСК, ГПТУ-11 в посёлке Восточный, новый мост через реку Уда. Бамовцы помогли развитию и электрификации городских трамвайных маршрутов, в то время как в городе был лишь один трамвайный маршрут. Также проведены реконструкция и расширение взлётно-посадочных полос в аэропорту и, конечно, строительство виадука в Железнодорожном районе, а также мостов города.

Вторая моя встреча с Модогоевым состоялась в конце 1979 года – меня вызвали к нему. Я догадывался, по какому вопросу, так как до этого встречался с управляющим трестом «Нижнеангарсктрансстрой» (НАТС) Ходаковским и замначальником «Главбамтоннельстроя» Яковцом. Они предложили мне переехать на БАМ и возглавить партком треста НАТС. Я им ответил, что это решение обкома КПСС. Прибыл к назначенному часу в обком, меня заворготделом Шомоев повел к Модогоеву, он подал мне руку, предложил сесть и сказал: «Бюро обкома решило тебя направить на БАМ секретарем парткома треста НАТС. Говорят, ты парень с крепкой хребтиной и твердым характером, туда понаехало много народа со всего Советского Союза, некоторые руководители игнорируют местные органы власти. Их надо «зажать», а местные кадры поддержать. Езжай – ты же строитель». Не спросил, согласен я или нет.

Вклад Модогоева в строительство бурятского участка БАМ, считаю, огромен. По его решению состоялся специальный пленум обкома КПСС, где были утверждены мероприятия по строительству бурятского участка БАМа. Пленум обязал членов правительства, руководителей предприятий, учреждений, учёных БНЦ, обком принять непосредственное участие в строительстве, оказать поддержку и помощь строителям. Также партийным органам решить подбор и расстановку кадров на стройке. Андрей Урупхеевич неоднократно посещал стройку, бывал на строящихся объектах БАМа, общался с рабочими, строителями. При этом он нам говорил, что тонкостей строительства не знает, но в целом, как идет стройка, в курсе. В каждый свой приезд он задавал вопрос руководителям стройки – какую помощь вы оказываете эвенкам, сколько в и каких селах построено домов, школ и дорог. Так, в 1981 году объехав некоторые строительные объекты и встретившись со строителями, в пос. Нижнеангарск провел совещание с руководителями стройки бурятского участка БАМа с участием руководителей районов зоны БАМа. Как принято, первым о ходе строительства докладывал управляющий трестом НАСТ Ходаковский, затем выступил начальник управления «Бамтоннельстрой» Беслов. Он начал рассказывать, как идет проходка байкальского тоннеля: прошли столько-то метров, основной ствол столько-то, пробурили шахту. Модогоев его остановил словами: «Я не знаю, что такое штольня и ствол, ты мне скажи, когда пробьешь дырку под байкальским хребтом и пропустишь поезда». Присутствующие рассмеялись и похлопали - «правильный и конкретный вопрос». Следующим выступил управляющий трестом «Запбамстроймеханизация» генерал Евтушенков, он сказал, что на бурятском участке предстоит переработать более 10 млн кубов грунта. Модогоев его остановил «повторика-ка, сколько тонн земли надо переработать». Евтушенков повторил – 100 млн кубов. После чего тот почесал голову: «это придется горы сносить, что ли?». Евтушенков объяснил, что «кое-где придется снести и горы и поменять русла многих рек. Здесь, на севере, грунт промерзает на глубину восемь метров, поэтому для земляного полотна под железнодорожные пути потребуется много грунта». Затем выступил управляющий «Мостстройотряда №9» Рассказов, он начал доклад с того, что на такой-то реке смонтировали столько пролетов, на такой забили столько-то свай для опор моста. Андрей Урупхеевич и его остановил: «Скажи мне, сколько мостов должен был построить и сколько не построил и почему. Рассказов ответил: «мы идем с опережением плана и графиков, нам на бурятском участке предстоит построить 250 мостов». Модогоев поблагодарил его за хорошую работу.

Однажды после очередного приезда мы сели ужинать, вдруг Модогоев, посмотрев на меня, сказал: «Вы, мужики, не жалуйтесь друг на друга». Я почему-то подумал, что это адресовано мне, и тут же сказал, что ни на кого не жаловался. Он, повернув голову в сторону Крючкова, первого секретаря: «Это Николай жалуется, что ты идеологическую работу запустил и по месяцам ездишь по стройке». Но сказал: «Мы Мухарова сюда направили как строителя, пусть он занимается стройкой. А ты, Николай, и Пурбо Манзаров (второй секретарь) – идеологи, занимайтесь идеологией и не жалуйтесь друг на друга».

Хочу рассказать, почему бамовцы построили новое здание Музея имени Хангалова. История такова – однажды после очередного пленума обкома КПСС Андрей Урупхеевич пригласил управляющего НАТС Ходаковского и меня в свой кабинет.

И обратился к Феликсу Викентьевичу с вопросом, что есть одна проблема: старое здание музея им Хангалова развалилось, и мог бы он построить новое здание?

Феликс Викентьевич ответил, что готов, но нужно согласие начальника Главбамстроя Мохортова.

- Ну я поговорил с ним, думаю он не откажется.

Вот такова история второго рождения здания хангаловского музея.

В заключение хочу сказать, что Модогоев был признана гениальным руководителем Бурятии, его вклад в развитие республики огромен и неоценим. Сегодня ветераны вспоминают о нем с любовью и слезами на глазах. Память о нем вечна, его именем названа улица в Улан-Удэ, памятники установлены в Улан-Удэ и на родине Загатуе. Его предстоящим юбилей надо отметить достойно. В этом нет сомнения.

Ратмир Мухаров

 

Кол-во просмотров: 1579

Поделиться новостью:


Поделиться: