Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Научный подход Чемпионат проходил по двум направлениям – конкурс мастеров по выделке шкур, а также конкурс мастеров по изготовлению традиционной бурятской одежды из овечьей шкуры. Всего в чемпионате приняли участие 27 человек: 13 мастеров по изготовлению изделий из овчины и 14 мастеров по выделке овчиной шкуры – из районов Бурятии и Улан-Удэ.

На выставку мероприятия для внимания жюри чемпионата и общественности были представлены выделанные овечьи шкуры, изделия из готовой овчины. Это и мягчайшие пушистые овчины, белоснежные и крашенные, автомобильные чехлы, дэгэлы, обувь, головные уборы, рукавицы, одеяла, коврики, игрушки и многое другое. – Каждый участник представил на выставку 10 выделанных овечьих шкур. С утра в Восточно-Сибирском государственном университете технологий и управления прошла научно-технологическая экспертиза представленных изделий. Учитывались показатели: удлинение и предел прочности при нагрузке, наличие загрязнений, жесткость, качество ворса, наличие швов, обработка краев и др. Даже была такая проверка: кусочек овчины варили в кипятке. Подход у нас научный, – сообщила министр культуры Бурятии Соелма Дагаева.

Победители Жюри чемпионата под председательством главы Буддийской традиционной Сангхи России XXIV Пандито Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева определило победителей.

Первое место в направлении "Выделка шкур" не присуждалось.

Второе место согласно решению жюри заняли Бадама (землячество шэнэхэнских бурят), Тумэн Хоцаев (Курумканский район), ООО "Малое инновационное предприятияе "ЭКОМ".

Третье место заняли Жаргалма Очиржапова, (Хоринский район), Тимур Махутов (Иволгинский район), Долгорма Тогмитова (Закаменский район). Первое место в направлении "Изделия из овчины" заняла Бадама (землячество шэнэхэнских бурят), второе место – Галина Раднаева (Джидинский район), Буда-Ханда Шагжеева (Закаменский район), третье место – Мацзигэма (землячество шэнэхэнских бурят).

Специальный приз от Национального музей Республики Бурятия получила мастер Ханда Будатарова (Селенгинский район).

Специальный приз от Республиканского центра народного творчества был вручен Дадагме Дамбиевой (Мухоршибирский район). Друзья человека По словам Дамбо Аюшеева, проект Буддийской Сангхи России "Социальная отара" по возрождению в районах овцеводства показывает хорошие результаты.

Фермеры у себя развивают бурятскую породу буубэй. Затем ежегодно раздают по 200 ягнят другим желающим. – Не каждому так в жизни везет, что он имеет возможность отдавать. Социальные отары создаются по всей Бурятии. Тот человек, который получил ягнят, с хозяином не знаком. В этом вся красота. Психологическое состояние человека, который умеет что-то передавать, многого стоит. Раньше благодаря колхозу мы искусственно держали мериносов. После перестройки, когда исчезла поддержка государства, люди отказались от них. Сейчас мы восстанавливаем аборигенное номадное животноводство. Грубошерстные овцы сами себя кормят. Им не надо заготавливать сено. Они привязаны к ягнятам и не бросают их. У ста овец выживает 99 ягнят. В тяжелое время это самый прекрасный друг. К тому же, ни один нормальный человек от шерстяной вещи не откажется. Если будем производить шерстяную нить, то, начиная с шапки и до пальто, будем носить натуральное, – отметил Хамбо лама Аюшеев.

Действительно, потребность людей в натуральных изделиях продемонстрировал большой поток посетителей на ярмарке. Люди покупали здесь от стелек до ковров.

Жюри конкурса отметили работы Жаргалмы Очиржаповой, которая за три месяца работы по выделке шкур добилась хороших результатов. – Я родом из Чесана Кижингинского районе. С мужем и тремя детьми живу в Хоринске. В конце августа съездила в Иволгинский дацан, чтобы научится выделывать овчину. Сначала меня не хотели брать: работа тяжелая, говорили, мол, мужа позови лучше. Но я настояла, хоть шкурки ягнят научите выделывать. Самое главное – понять технологию выделки шкур. После обучения, когда я приехала домой в сентябре, несколько дней висела на телефоне, советовалась со своим учителем Тумэном Хоцаевым. Самое сложное для меня – снимать мездру. Только на десятой шкуре я поняла, как облегчить свою работу. В Чесане все выбрасывают шкуры. И люди были в шоке, когда я просила их отдать шкуры для переработки. Но потом, когда увидели результат, то обрадовались. Хочу отметить, что шкуры пока плохо снимают, не заботятся об их сохранности. Много дыр, которые приходится штопать. А ведь раньше вручную их снимали. Хочу научиться более натуральной выделке, чтобы смой шить одеяла, матрасы, дэгэлы, – рассказала Жаргалма Очиржапова.