Известный российский океанолог рассказал о находках на дне Байкала

На дне озера находятся огромные битумные холмы и залежи газогидратов, однако извлечение этих ресурсов может привести к масштабной экологической катастрофе
Общество |
Фото Известный российский океанолог рассказал о находках на дне Байкала

Конструктор и пилот глубоководных аппаратов «Мир», заведующий Лабораторией Института океанологии РАН Анатолий Сагалевич рассказал в интервью «АиФ» о погружении в глубоководном аппарате «Мир» на дно Байкала. С океанологом беседовал корреспондент «АиФ» Владимир Полупанов, полный текст интервью по ссылке.

По  словам Анатолия Сагалевича, главное открытие, сделанное после погружения на дно Байкала - это залежи газогидратов, один кубик которого дает 164 кубика метана. Кроме того, на дне Байкала найдены огромные битумные холмы.

 Что удалось обнаружить во время погружения на дно Байкала?

– Пожалуй, самое значимое открытие на Байкале – это залежи газогидратов (льдоподный твёрдый газ). Один кубик газогидрата даёт 164 кубика метана. Широко известно, что газогидратов много в океане. Но впервые их обнаружили в пресной воде. Когда в Японии случилась авария на атомной станции Фукусима-1, заговорили о том, что надо всю промышленность переводить на новое топливо – твёрдые газогидраты. Для этого должны быть разработаны специальные технологии по его добыче, хранению, перевозке, потому что газ улетучивается при поднятии с глубины на повехрность. Увы, но этот источник энергии все-таки исчерпаем. По оценкам учёных, его запасы в российской Арктике составляют порядка 1000 трлн куб. м.

 Знаю, что вы обнаружили на дне Байкала запасы нефти, но если добывать там полезные ископаемые, можно загубить озеро. Ведь так? 

– Совершенно верно. Нефть мы там тоже нашли – на дне Байкала огромные битумные холмы в приличных масштабах. Как их обнаружили? Увидели нефтяные пятна на поверхности воды. А когда погрузились, то увидели, что капельки нефти потихоньку поднимаются на поверхность. Если пробурить там нефтяную скважину, это может привести к экологической катастрофе. В Байкале порядка 100 эндемических представителей фауны (которые встречаются только там). Это уникальное озеро, чего говорить. 

 Есть разница, в какую воду погружаться – морскую или пресную?

– Конечно, есть. В морской воде, где большая плотность, аппараты имеют лучшую плавучесть. В пресной воде на Байкале мы ставили дополнительные блоки плавучести, чтобы скомпенсировать плотность воды.

 Чтобы реанимировать «Миры» и подготовить команду, сколько нужно денег? 

– Порядка 13-15 млн долларов. Я написал 5 писем Путину. На одном из них стоит резолюция, адресованная Медведеву: «Прошу рассмотреть вопрос». Мне совершенно ясно, что эта резолюция для корзины.

– А где сейчас находятся аппараты?

– Один – временно в Музее Мирового океана в Калининграде в качестве экспоната. А второй мы хотим перевезти в Москву и сделать вместе с Фондом содействия сохранению озера Байкал научно-образовательный центр в нашем институте.

 

Кол-во просмотров: 1043

Поделиться новостью:


Поделиться: