Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

6 июля кооператоры страны отметили свой профессиональный праздник. С какими результатами подошел к своему празднику Буркоопсоюз? И что сегодня из себя представляет объединение, по сути, единственное предприятие, выстоявшее еще с советских времен? На эти вопросы «Новой Бурятии» ответила председатель правления Буркоопсоюза Ольга Мулонова.               

– Ольга Михайловна, поздравляем вас с профессиональным праздником! Расскажите, пожалуйста, как живут кооператоры в Бурятии.                                                                     

– Каждую первую субботу июля уже много лет кооператоры республики отмечают свой праздник – Международный день кооперативов. Буркоопсоюзу уже 96 лет. Бурятский республиканский союз потребительских обществ объединяет 23 потребительских общества в районах республики и в Улан-Удэ. Буркоопсоюз сегодня обеспечивает рабочими местами около 1400 человек. Это магазины, хлебопекарни, предприятия общественного питания, убойные цеха,  молочные, колбасные, кондитерские и цеха полуфабрикатов, рынки. Есть гостиница, благоустроенная база отдыха на Байкальском прибое, собственное образовательное учреждение – Улан-Удэнский торгово-экономический техникум.

Конечно, сейчас нельзя сравнивать Буркоопсоюз 80-х годов и нашего времени. Изменилась страна, условия жизни и работы. Если раньше Буркоопсоюз был практически монополистом на селе, то сегодня работает и конкурирует с торговыми предприятиями и сетями на равных. У Буркоопсоюза нет никаких преференций по налогам, нет целевой государственной поддержки. Тем не менее в последние годы Буркоопсоюз занимает призовые места в экономическом соревновании среди потребсоюзов Сибирского федерального округа. Буркоопсоюз в 2018 году занял 1-е место среди потребсоюзов Сибири в 1-м, 2-м кварталах, по итогам 2018 года занял 2-е место среди потребсоюзов Дальнего Востока.

В республике по многим предприятиям государственных и коммерческих структур идут укрупнение, оптимизация расходов, сокращаются филиалы банков, налоговых органов, других структур, сокращаются рабочие места. Надо отметить, что уменьшаются доходы населения. Увеличили пенсионный возраст, а значит, меньше станет наших покупателей-пенсионеров. Сейчас на селе живется труднее. Молодежь стремится уехать в город. Очень трудно с кадрами.  Денежные доходы населения невысоки, соответственно, товарооборот в сельских магазинах не сравнить с районными центрами или городом. Увеличиваются расходы на бензин, электроэнергию, вывоз мусора и др. В связи с этими условиями Буркоопсоюз тоже меняется, потребительские общества также оптимизируют свои затраты, стараются выживать в трудный кризисный период. Тем не менее мы приглашаем работать к нам молодежь, даже предлагаем компенсировать обучение в нашем техникуме молодым специалистам, согласным работать на селе на наших предприятиях. Но этого мало, нужна поддержка от государства – подъемные, жилье. 

У нас много ветеранов, много достойных специалистов, отдавших лучшие свои знания, навыки развитию предприятий Буркоопсоюза.  Но, к сожалению, всегда есть люди недовольные, кому-то не нравится Буркоопсоюз. Но не в наших силах поменять время и вернуть советские времена. Тем не менее Буркоопсоюз не стоит на месте, основные направления для его развития – это обновление материально-технической базы производственных и торговых предприятий, развитие оптовой торговли, участие в тендерах на поставку товаров и сельхозпродукции бюджетным учреждениям.

– Кто пайщики БКС? Какие они имеют права?

– Пайщики в потребительских обществах, в Буркоопсоюзе – участники, члены союза, потребительские общества. Пайщики в потребительских обществах имеют право участвовать в общих собраниях, голосовать по всем вопросам повестки дня собраний, принимать решения о развитии своих потребительских обществ, куда направлять полученную прибыль – на инвестиции или на пополнение оборотных средств предприятий. В то же время пайщики несут субсидиарную ответственность по долгам потребительских обществ, согласно закону «О потребительской кооперации».

Какие основные проблемы есть у союза? Есть ли какие-то преференции для пайщиков?

Основные проблемы потребительской кооперации – низкая платежеспособность сельского населения, изношенные, требующие ремонта основные средства, высокий уровень затрат на доставку товаров и коммунальные платежи, диспаритет цен на сельхозпродукцию (завозимая в республику сельхозпродукция дешевле производимой в республике), кадровые проблемы. Огромные средства вложены в обеспечение сельских магазинов современными кассовыми аппаратами, программой ЕГАИС (для торговли алкоголем) и «Меркурий» (для торговли сельхозпродукции). Индивидуальным предпринимателям государство хотя бы компенсирует затраты на приобретение касс в сумме 18 тыс. рублей, а потребительской кооперации – нет. Государственные программы предусматривают поддержку сельхозкооперативам, в том числе по направлениям развития торговли, туризма, общественного питания, но для потребительских обществ системы Центросоюза – нет.

А по преференциям для пайщиков – можно сказать, что их мало. Прибыли у потребительских обществ небольшие, нет возможности направлять средства на выплату дивидендов. В потребительских обществах пайщики имеют право в приоритетном порядке сдать выращенную сельхозпродукцию в магазины, предприятия общепита. На сегодня Центросоюзом разрабатывается платежная система Coop-pay с оформлением пайщикам карты, предоставляющей скидки в магазинах кооперации.

Как сегодня организовывается закуп от населения, на каких условиях? Как происходит сбыт закупленного?

В советское время потребительская кооперация закупала практически все у сельчан. Собранная сельхозпродукция по государственным заказам поставлялась в госучреждения, армию, в торговую сеть. Но сегодня потребительская кооперация закупает только тот объем сельхозпродукции, который может продать через собственные магазины, переработать на своих производственных предприятиях и в общепите, поставить бюджетным учреждениям по договорам поставки после проведенных аукционов и тендеров, торговым предприятиям других собственников. Условия поставки бюджетным учреждениям диктуются государством, и, как правило, они прдпочитают закупать подешевле опять-таки завезенную продукцию из других регионов. Так что условия диктует рынок. А по условиям закупа, каждое предприятие договаривается со сдатчиком самостоятельно. Могут рассчитываться денежными средствами, могут товарами в магазинах кооперации.

Мария Гордеева