Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Диалог власти и народа, продвигаемый правительством, реализуется в Бурятии с трудом. Пока вся Бурятия сидит в «Вайбере», правительство создает чаты в «Ватсапп». Посты простых жителей республики в соцсетях, написанные для того, чтобы их увидели верхи, не получают должного внимания, пока на них не наткнется журналист или пока его не опубликуют в крупных местных пабликах. Насколько реально народу достучаться до власти и что эффективнее: открытые письма правительству, петиции на разных платформах или хайп в соцсетях, выясняла «Новая Бурятия»

Власть и бизнес

Не так давно власти республики анонсировали создание чата «Бизнес онлайн» в мессенджере «Ватсапп». В него вошли глава республики Алексей Цыденов, министр экономики Александр Бардалеев, разного уровня чиновники и какое-то количество предпринимателей.

– Этот чат создан по поручению главы РБ Алексея Цыденова для оперативной обратной связи отраслевых министерств, контрольно-надзорных органов, администрации Улан-Удэ + БИЗНЕСа. Предлагается использовать чат для решения вопросов БИЗНЕСА, требующих оперативного вмешательства, преодоления излишней бюрократии и административных барьеров. Со временем будем стараться обновлять состав участников чата и структурировать перечень вопросов. Будет непросто, но важно начать. Будем вместе улучшать деловой и инвестиционный климат, – написал в первом приветственном посте ответственный за чат Бардалеев.

В посте министр отметил, что в чате есть ограничения по количеству участников. Поэтому он не для всех желающих, как это предположили многие пользователи соцсетей. По предложению министра, в группу будут включены по 20 представителей от Торгово-промышленной палаты, бизнес-сообществ «Опора России», «Деловая Россия», Российского союза промышленников и предпринимателей и других деловых сообществ.

На данный момент в чате всего около 160 участников, большая часть  это чиновники и несколько представителей бизнес-сообществ. Один из участников рассказал «Новой Бурятии», что на деле он организован таким образом, чтобы какие-то вопросы могли задаваться через бизнес-сообщества, у которых также есть свои чаты. Эти бизнес-сообщества передадут вопрос в тот чат, только если они не смогут решить вопрос самостоятельно. Такая мини-бюрократия на уровне чатов.

Сам Александр Бардалеев прокомментировал «Новой Бурятии» вопрос с чатом так – он в принципе может добавить в него тех, кто выходит на него напрямую, но не все вопросы требуют такого внимания.

– На деле вопросов много, всех не добавишь. Бывают мелкие, которые можно решить на уровне МФЦ или офиса «Мой бизнес», например, получение справок и открытие лицевого счета. А если проблема стоит того, чтобы рассмотреть ее в чате, я того добавлю, далее пишут вопрос, и там уже обговариваются детали: необходимые встречи, звонки, и все держится на контроле. Многие просятся, чтобы просто в принципе там посидеть, но чат же создан для решения конкретных проблем. И, кроме того, есть такие вопросы, которые не вынесешь в люди, есть вещи, которые являются коммерческой тайной. И в целом какие-то вопросы решаются на уровне бизнес-сообществ или через аппарат омбудсмена по защите прав предпринимателей.

То есть мечта предпринимателей организовать прямой диалог с властью,  можно сказать, уже реализована.

Власть и горожане

Теперь власть готова услышать горожан: на днях мэрия обновила сайт «Активный горожанин». Сервис «Активный горожанин» – прямой потомок предвыборного проекта «Доброгор» Александра Голкова. Как и в 2014 году, когда начинал свою работу «Доброгор», сервис «Активный горожанин» заработал в начале выборного 2019 года. Но, как известно, Голков ушел в отставку прежде, чем стал активно пиарить проект. Проект слишком хорош, чтобы быть просто предвыборной технологией, и поэтому «наследник» Голкова Игорь Шутенков не стал отбрасывать его в сторону и вновь возобновил работу. Более того, вместе с запуском проекта привели в порядок сайт мэрии, что обошлось в миллион рублей.

– Вы увидели проблему на улице или во дворе? Сообщите о ней через сервис «Активный горожанин» – так вы поспособствуете ее оперативному устранению, – приветствует сервис новых пользователей и предлагает отправить сообщение или поделиться идеей.

Радостные горожане вооружились смартфонами и закидали сервис жалобами. К примеру, такими: неубранная территория, ямы на дорогах, сломанные знаки и остановки и так далее. Но это  уже устраненные проблемы, решить которые было легче и быстрее всего. А на сайте есть вопросы, ответы на которые горожане еще не получили, например: «Почему не ликвидируется фенольное озеро?». Кроме того,  много вопросов, которые находятся в статусе «принято к исполнению» или «включено в план работ».

Вообще сайт – прекрасная иллюстрация того, как выполняют работу муниципальные службы, ресурсоснабжающие организации, сотрудники строительных и ремонтных компаний. Огромное количество жалоб на ямы на дорогах, мусор и свалки, оставленные опасные штыри, открытые колодезные люки, низко утопленные ливневые решетки и многое другое.

Благодаря сервису многие мелкие недочеты решаются почти мгновенно, и, дай бог, чтобы так было и впредь, а не только во время выборов. Кстати, о выборах. Кандидатам в депутаты также стоит заглянуть на этот сайт и поискать проблемы своего округа, которые еще не решены или получили отказ – отличная возможность помочь городу и сделать пиар.

Власть и народ

На уровне республики такого сервиса нет, хотя примером Улан-Удэ стоило бы вооружиться всем муниципальным властям. Но создавать сервис на уровне районного муниципалитета слишком затратно, поэтому правительству имеет смысл потратиться и сделать общереспубликанский сервис. Пока же жители республики сообщают о проблемах в районах через социальные сети. Самые активные пользователи соцсетей отправляют посты-жалобы в паблики «Аноним 03», «Весь Улан-Удэ», «Наш дом – Бурятия». Однако не все они бывают услышаны властью. Единичные и только самые резонансные случаи становятся предметом обсуждения, новостями в СМИ и получают нужный хайп, который доводит пост до властей. Пример: опубликованный в прошлом году пост о банде малолетних нарушителей, изнасиловавших женщину и запугавших все село, взял на контроль глава республики, и только тогда полиция отчиталась, что были приняты соответствующие меры.

Однако не дело главе республики читать целыми днями паблики и реагировать на каждый пост-жалобу, лично решая все республиканские проблемы. Но главный вопрос – почему жители республики вместо того, чтобы писать заявление в полицию или обращаться к муниципальным властям, предпочитают писать анонимные посты в соцсетях?

Насколько далека власть от народа, что люди просто не верят ни полиции, ни чиновникам, а пишут открытые письма или главе республики, или президенту страны, а то и вовсе  петиции на сайте change.org или roi.ru. Причем не все такие обращения становятся известны, в том числе властям. То есть, говоря современным языком, не получают должного хайпа, а значит, либо проблема незначительна, либо в окружении пользователя соцсети нет журналиста или блогера, могущего осветить проблему.

Платформы для петиций

Обращения по глобальным проблемам, таким как вырубка лесов, остановка строительства заводов и прочих подобных стоит оставлять на сервисе roi.ru, а не change.org, ибо правительство России обращает внимание только на обращения с проекта roi.ru. Да и то в случае, если под обращением подпишутся 100 тыс. человек – это обращение на федеральный уровень. На региональном уровне   для того, чтобы на проблему обратила внимание республиканская власть, нужны подписи не менее 5% населения – 50 тыс. человек. На муниципальном уровне – также 5% от населения муниципалитета. Причем голосовать могут не только жители конкретного района или региона. Главное условие – набрать количество голосов в установленный срок. Только после этого инициатива направляется на рассмотрение в экспертную рабочую группу федерального, регионального или муниципального уровня. Срок принятия решения по инициативе – не более 2 месяцев со дня направления.

Народный креатив

Еще один способ достучаться до власти – создать хайп. Это способ показать проблему так, чтобы и смешно, и грустно, и хлеба, и зрелищ, нескучно и просто. Примеров в сети можно найти сотни и тысячи. Один из последних – поездка корреспондентов «Новой Бурятии» на коньках по центру города, превратившемуся в настоящий каток. Таким образом мы показали, как власти города справляются с весенней гололедицей – то есть  никак. Реакция исполняющего обязанности руководителя администрации города последовала незамедлительно: Шутенков оценил креатив и попросил быстрее ликвидировать лед на улицах города.

В погоне за хайпом люди снимают клипы, исполняют каверы на популярные песни, организовывают флешмобы и челленджи. К примеру, челлендж #буряадхэлэн, когда известные персоны Бурятии исполняли рэп на родном языке, стал известен и популярен не только в республике, но и далеко за ее пределами. В том числе и благодаря чиновникам, принявшим в нем активное участие. Этот пример показывает, что хайп на хорошие, добрые и глобальные темы не только становится известен чиновникам, но и заставляет их быть ближе к народу посредством активного участия в нем.

То же самое и по проблемам, которые возможно решить не только через власти, не только прямым обращением к главе республики или президенту страны. Есть много вопросов, решить которые по силам самим жителям республики, – убрать мусор, отремонтировать детскую площадку, задвинуть на место колодезный люк. Иногда не стоит вставать в позу оппозиционера, чтобы сделать свой дом чище, лучше встать плечом к плечу и вместе сделать окружающий мир добрее. А властям, особенно муниципальным, стоит слышать народ не только после того, как об этом написали в СМИ или создали хайп в соцсетях, и не только в предвыборную пору, а всегда, каждый день. Благо сегодня есть все возможности для этого.

Татьяна Олзоева