Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

29 марта в Музее истории им. Матвея Хангалова в Улан-Удэ открылась уникальная выставка «Атлас тибетской медицины. Сияние бериллового Будды». Важность этого события подчеркнул в своем выступлении на открытии выставки 28 марта академик РАН, профессор Борис Базаров. Экспозиция приурочена к 20-летию с момента открытия первой выставки Атласа в Бурятии, где экспонировались все листы памятника культуры и науки.

Громкое возвращение Атласа

Напомним, что с 30-х годов листы Атласа хранились в фондах Антирелигиозного музея, который затем стал Национальным музеем Бурятии. Первая выставка Атласа состоялась в Улан-Удэ в 1999 году после его возвращения из турне по США. 40 листов памятника культуры и науки экспонировались в трех городах США — Вашингтоне, Атланте и Рино (штат Невада).

В 1998 году во время вывоза реликвии из Улан-Удэ прошли столкновения правоохранительных сил с протестующими ламами, которые пытались не допустить вывоза Атласа. Перед зарубежной поездкой сотрудники Государственного музея Эрмитаж произвели очистку холстов от пыли и грязи. В США Атлас путешествовал в специальных капсулах при соблюдении особых мер безопасности. После возвращения в Россию летом 1999 года 40 страниц Атласа выставлялись сначала в Музее Востока (Москва), а затем в Музее истории Бурятии (Улан-Удэ). Так произошло возвращение Атласа тибетской медицины практически из небытия.

Историческая копия

В Бурятию уникальный памятник был привезен из Тибета в конце XIX — начале XX веков. Там копия оригинала Атласа тибетской медицины XVII века была выполнена за огромные деньги при содействии учителя XIII Далай ламы Цаннит Хамбо ламы Агвана Доржиева (1853 — 1938). Затем Атлас был вывезен эмчи ламой Ширабом Сунуевым из тибетского медицинского монастыря Сэртог-мэмба (Восточный Тибет) в Цугольский дацан Бурятии. В 1869 году в этом дацане был открыт медицинский факультет.

В 1926 году Атлас был передан в Ацагатский дацан, где при содействии Агвана Доржиева и XI Пандидо Хамбо ламы Чойзон-Доржи Иролтуева (1843 — 1918) была создана медицинская школа. В Ацагатском медицинском (манба) дацане обучались многие эмчи ламы из Бурятии, Калмыкии и Тувы. В это время тибетская медицина уже была известна в широких кругах столицы российской империи, в Санкт-Петербурге, где популярностью пользовались методы лечения и аптека братьев Александра и Петра Бадмаевых.
Обучение эмчи лам в Цугольском дацане велось при помощи Атласа до 27 ноября 1935 года. Затем монастырь был закрыт большевиками, а сборник иллюстраций к «Голубому бериллу» вместе с другим имуществом монастыря был экспроприирован. В 1936 году, в период гонений на буддийское духовенство и разрушения религиозных храмов, Атлас был перевезен в Антирелигиозный музей.
Сохранилась опись изъятого в дацане имущества, где этот сборник фигурирует как «тибетский медицинский атлас». Тогда по этому пункту описи было изъято «84 штуки» (листа) стоимостью по 10 рублей каждая общей стоимостью 840 рублей. С тех пор в музее сохранились 76 страниц атласа, нумерация которых заканчивается на 77-й странице. Страница № 62 отсутствует, судьба ее неизвестна, так же как и судьба последних семи страниц атласа.

Реликвия мирового значения

В настоящее время в мире сохранилось всего два комплекта Атласа — оригинал на 80 листах хранится в Лхасе (Тибет), а второй — копия на 76 листах, изготовленная с подлинника в конце XIX — начале XX веков — хранится в Улан-Удэ.
Свод из 76 картин-иллюстраций содержит около 10 тыс. рисунков, раскрывающих содержание предмета тибетской медицины. На рисунках представлены теория, основы клинической медицины, методы лечения, сведения об этике врача, подготовке врачебных кадров и т.д.
Атлас, подлинник которого в Тибете известен как Бри-ша, иллюстрирует крупное сочинение «Вайдурья-онбо» («Голубой берилл»), которое является подробным комментарием к основному канону тибетской медицины — четырехтомному сочинению «Чжуд-ши» (XII век), написанному в стихах на 1015 ксилографических листах и состоящему из 156 глав. Атлас иллюстрирует все 156 глав трактата.
Автором «Вайдурья-онбо», этого обширного комментария к «Чжуд-ши», является крупнейший ученый и политический деятель Тибета регент Сангье Гьяцо (1653 — 1705). Листы Атласа писались одновременно с данным комментарием и датируются 1687 — 1688 годами.
Бурятский Атлас тибетской медицины — это редчайший памятник культуры, искусства и науки народов Центральной Азии и Тибета. Полотна Атласа имеют единый размер и формат, а также общее композиционное решение в соответствии с изображениями и текстом. Картины выполнены в традиционной технике танка на грунтованном льняном полотне минеральными красками. Атлас подразделяется на следующие части:
1. Картины 1 — 4 отражают содержание 6 глав первой части трактата «Чжуд-ши» и «Вайдурья-онбо», где дается краткое описание наиболее существенных признаков предмета медицины и называются «Тантрой основ».
2. Картины 5 — 37 называются «Тантрой объяснения», они отражают 31 главу, где изложены основные дисциплины и разделы предмета теоретической медицины.
3. Картины 38 — 53 — это «Тантра наставлений». Они отражают содержание 92 глав, где изложены основы предмета тибетской клинической медицины — места для иглоукалывания, инфекционные заболевания, дерматология, педиатрия, гинекология и т.д.
4. Картины 56 — 76 отражают содержание 24 глав, называемые «Заключительной тантрой». Здесь рассматриваются прогностика и диагностика по пульсу, диагностические исследования мочи, лекарственные формы, медикаментозные и физические методы лечения: иглоукалывание, кровопускание, прижигание, а также нервно-психические болезни и др. В этой Тантре рассказывается о целях и задачах медицины, врачебной этике и подготовке врачей.

Бурятская ветвь тибетской медицины

Сейчас Атлас является одной из святынь буддизма Бурятии и уникальным наследием медицины Востока. Бурятские эмчи ламы, изучая теорию тибетской медицины, сумели адаптировать ее к местным условиям, практически осмысливая и находя заменители лекарственных трав в местной флоре. Известны жоры-рецептурники Пандидо Хамбо лам Иролтуева и Итигэлова, комментаторское руководство по практическому применению тибетской медицины Ендонова, а также Большой Агинский жор.

В Ацагатской медицинской школе создавались таблицы — наглядные пособия по анатомии и физиологии на основе Атласа тибетской медицины и других текстов. Оригинальные труды бурятских лам, запечатлевших свой опыт врачевания, внесли значительный вклад в дело изучения и практической адаптации тибетской медицины в Бурятии. Можно с уверенностью утверждать, что была создана бурятская ветвь единого «Древа медицины» тибетской цивилизации.

Интересно и то, что благотворительный фонд «Жамсаран» с благословения Хамбо ламы Буддийской традиционной сангхи России Дамбы Аюшеева создал страховую копию Атласа тибетской медицины и подготовил передвижную выставку «Атлас тибетской медицины. Древнее искусство исцеления». Кроме того, учредитель фонда «Жамсаран» Биликто Дугаров осуществил восстановление четырех утраченных листов Атласа.

Тимур Дугаржапов