Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

14 марта депутаты Курумканского райсовета проголосовали за изменения Устава района – отныне глава района будет не выбираться на  всенародных выборах, а назначаться специальной комиссией, которая будет в соотношении 50/50 состоять из депутатов райсовета и представителей правительства. Эта схема коснется и всех остальных районов, в том числе и тех, где уже прошли выборы. Такой вариант позволит правительству «лучше понимать, что происходит на местах.  Чем более активен глава, чем теснее он работает с правительством и населением – тем лучше для района».

Логика правительства проста и понятна. Как считает кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и социологии БГУ, политолог Алексей Комбаев: «С одной стороны, это увеличивает скорость принятия политических решений. Потому что любое обсуждение затягивает принятие решений. При жестком авторитарном стиле управления решения принимаются достаточно быстро и скоординированно. Но с другой стороны, и полнота ответственности за принятые решения лежит на той команде, которая их приняла».

Как все-таки будет выглядеть реформа и что последует за столь решительными изменениями. Как пояснил заместитель руководителя администрации главы по вопросам территориального развития Виктор Аюшеев, конкурсная комиссия будет формироваться из сотрудников администрации главы и депутатов райсовета. Всем претендентам необходимо будет представить программу развития района, причем не только перед комиссией, но и на местных сходах. После этого самые сильные кандидаты будут проходить через министерское горнило – каждый должен будет встретиться с ключевыми министрами. И только после этого будет завершена сама процедура конкурса.

Параллельно с этим, видимо, будет запущена процедура унификации уставов районных образований – сегодня в них прописаны разные нормы и формы отзыва глава. Так, в районах решение об отставке главы района принимает райсовет, как получилось в Баргузинском районе. Но при этом у некоторых не прописано – каким количеством голосов глава снимается с должности. Кроме того, нет в уставах и мер, которые может принять правительство в случае несоответствия руководителя района должностным обязанностям.

Как о временном решении говорит о реформе муниципальной власти и руководитель аппарата Народного Хурала, политик с многолетним стажем Цыденжап Батуев.

- Это вызовы времени, с которыми надо работать, работать оперативно и системно. Сегодня в республику приходят большие деньги из федерального бюджета, и от быстроты и качества их освоения зависит будущее региона, - отмечает Батуев.

Как поясняют республиканские власти, глава района должен быть человеком опытным, грамотным и с желанием работать. Хороший пример – распределение единой дальневосточной субсидии – 9 млрд рублей распределены между муниципалитетами на развитие социальной инфраструктуры в точках экономического роста. Не все районы получили субсидию, и это показатель того, как работает глава района.

Буквально 15 марта стало известно, что Бурятии одобрены первые 6 млрд рублей в рамках «единой» дальневосточной субсидии. В План социального развития центров экономического роста («единой субсидии») Бурятии включены 73 мероприятия, которые необходимо реализовать в ближайшей перспективе в 12 районах республики и городе Улан-Удэ.

Цыденжап Батуев подчеркивает, что это не первая реформа районного масштаба: «Были времена, когда руководитель был триедин в одном лице – председатель райсовета, глава района и руководитель администрации. Были варианты, когда глава оставался председателем райсовета, а непосредственно развитием занимался нанятый по конкурсу менеджер. Но! – и это хочется особо подчеркнуть - сегодня возрастает ответственность и назначаемого главы, и депутатов райсовета. По сути, она делится между главой республики, руководителем района и депутатами. И здесь возрастает как электоральная ценность каждого депутата районных Советов, так и уровень их ответственности перед избирателями.

Мария Гордеева