Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

В Бурятском государственном театре оперы и балета прошел IV Фестиваль балета имени народной артистки СССР Ларисы Сахьяновой и народного артиста РСФСР Петра Абашеева. Изначально мы договаривались поговорить с примой театра оперы и балета Лией Балдановой о Ларисе Петровне Сахьяновой, о ее колоссальном трудолюбии, любви к балету и жизни великой бурятской балерины. 

Тем более что театр готовил фестиваль к 90-летию артистки. Но именно этот фестиваль повернул разговор совсем в другое русло – вместо прошлого мы заговорили о будущем бурятского балета. И, как выяснилось, будущего у нашего балета, к сожалению, нет. За последние пять лет в кордебалет театра было принято всего лишь пять выпускников Бурятского хореографического колледжа. А ведущие солистки и солисты находятся в предпенсионном возрасте.

«Лебедей»  не будет

Отношения между хореографическим колледжем, в начале 60-х годов прошлого века созданным Ларисой Сахъяновой с подвижниками специально для родного театра  и, собственно, театром в последние годы не сложились. Два директора – Аюна Цыбикдоржиева и Ирина Хунданова - не смогли найти общий язык. Именно поэтому массовые сцены в балете сегодня исполняют ученики школы Морихиро Ивата, а студенты колледжа на практике танцуют в сельских клубах.

- Во время учебы мы всегда танцевали в «Щелкунчике», все массовые сцены закрывались студентами училища. И это было правильно и логично – театр получал кордебалет, студенты – практику. И, главное, мы видели, как и чем живет театр, как танцуют солисты. Видели и учились. И я не понимаю, почему сегодня отказались от такой практики. Когда мы спрашиваем у педагогов колледжа – а будет ли «лебедь», то есть исполнительница партии лебедя в «Лебедином озере», в выпуске, нам отвечают – нет, – возмущается Лия Балданова.

В итоге за последние пять лет в балетную труппу театра было принято лишь пять выпускников профильного колледжа. И те сегодня работают в кордебалете.

Фестиваль для звезд

В течение пяти дней – с 14 по 18 ноября – на сцене БГАТОиБ им. Цыдынжапова мировые звезды балета и артисты театра представляли свое мастерство на IV Фестивале балета в Бурятии. Билеты на балет «Дон Кихот» с участием Ивана Васильева и гала-концерт были раскуплены за неделю до фестиваля.

На фестиваль были приглашены российские звезды балета – заслуженный артист РФ Иван Васильев (Михайловский театр),  народная артистка РФ Татьяна Предеина (Челябинский театр оперы и балета), народный артист РФ Дмитрий Гуданов (Большой театр), заслуженная артистка РФ Наталья Ершова (Новосибирский государственный академический театр оперы и балета), лауреат и дипломант международных конкурсов Артем Пугачёв (Новосибирский театр оперы и балета).

Почетным гостем IV Фестиваля балета стал заслуженный артист РСФСР Алексей Павленко, многолетний партнер по сцене Ларисы Сахьяновой, а ныне педагог-репетитор Красноярского театра оперы и балета.

 - Театр меня воспитал, вырастил. Он сделал меня человеком. И я с большим уважением и трепетом отношусь к фестивалю, потому как понимаю его значение и ценность. Столько сил положено на создание нашей балетной труппы. Я понимаю, что весь этот труд надо сохранить. Театр стал академическим, он поднялся до определенных высот. Те силы, которые были вложены в учеников,  должны найти свое воплощение в будущем, – выразил свою признательность театру и его труппе Алексей Николаевич.

И снова хореографический колледж, в создание которого столько сил вложила Лариса Сахьянова, оказался не у дел – для его студентов в программе фестиваля просто не нашлось места.

- Знаю, что Ирина Хунданова разговаривала с Морихиро об участии колледжа в фестивале, но получила ответ: «Фестиваль только для звезд». Но предыдущие фестивали всегда открывали студенты хореографического. И гала-концерт был логично выстроен от их выступления до номеров ведущих солистов, – сокрушается Лия Балданова.

Частная лавочка?

Зато для японских участников труппы в программе фестиваля нашлось место. Более того, по словам Балдановой, японок вводили в концертную программу в ущерб бурятским исполнительницам. На этом якобы настаивал и сам худрук балетной труппы Морихиро Ивата, и его супруга Ольга, которая сегодня является балетмейстером труппы. И это не в первый раз.  

В Японии танцевать балет очень престижно и дорого – частные школы, специальные педагоги. Причем там нет той самой классической школы балета, которой славится Россия. Именно поэтому многие японские энтузиасты балета учатся в России, где остаются и выступают в российской глубинке – в театрах Красноярска, Самары, Владивостока и Екатеринбурга. По одному или по два артиста. А в штате бурятского театра числится семь японцев, еще трое приняты стажерами. По сути, это половина балетной труппы.

- В скором времени мы – Вероника Миронова, я, Лена Хишиктуева, Баярма Цыбикова – выйдем на пенсию.  А новых солисток не воспитывает ни колледж, ни Морихиро, который вкладывается в японских артисток. И никто не гарантирует, что и японские балерины, и сам Морихиро Ивата останутся работать в театре. В итоге через 5 - 6 лет мы останемся без солистов. Лично я не готова танцевать, как Лариса Петровна, 40 лет, другие девушки тоже. И значит балетную труппу можно будет просто распускать, – говорит прима-балерина.

Надежда быть услышанными

К счастью, сегодня достигнуто соглашение между колледжем и новым директором оперного Эрженой Жамбаловой. Предварительно директор дала согласие на прохождение практики студентами хореографического на сцене театра. Но принять окончательное решение должен опять таки Морихиро. 

- И я сильно сомневаюсь, что это решение будет положительным. Для Морихиро это просто невыгодно, как было невыгодно все эти годы брать наших студентов.

Тем не менее именно с новым руководством театра балетная труппа связывает надежды на решение этих застарелых проблем. А еще балетные очень ждут к себе в гости министра культуры Соелму Дагаеву, которой готовы рассказать о своих надеждах и чаяниях. Помимо личных проблем на первый план выходит большой вопрос о будущем бурятского балета.

- Нашему балету нужен аудит, нужна оценка балетных критиков, мастеров и экспертов. Мы пока что стоим на месте, - подводит итог Лия Балданова. – А нам надо расти всем вместе и артистам и театру, а не вынимать из пыльных углов старые постановки наподобие «Талисмана», который очень любят японцы и который сегодня не танцуют вообще нигде. 

Соелма Сандакдоржиева