Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

В этом году завод металлических мостовых конструкций (ЗММК) в Улан-Удэ – ныне «Стальмост» – должен был бы отметить свое 45-летие. 21 марта 1973 года была сдана первая очередь предприятия мощностью в 20 тыс. тонн. Однако из-за неурядиц, сложного экономического положения и смены собственника завода о юбилее, видимо, забыли.

А ведь это было базовое предприятие для строительства БАМа. Строительство завода закончили на полгода раньше срока и сдали в эксплуатацию в феврале 1973 года. Производственная мощность равна 45 тыс. тонн металлоконструкций в год. На заводе работали 2 тыс. рабочих.

Помню, как в Бурятию прибыл министр транспортного строительства СССР Евгений Федорович Кожевников, Герой Социалистического Труда. Дважды он был избран депутатом Верховного Совета СССР от Бурятской АССР. Позже заводу было присвоено его имя.

В Улан-Удэ министр Кожевников провел совещание с нами – руководителями стройки и дирекцией завода. Конечно, в этом совещании приняли участие 1-й секретарь Буробкома КПСС Андрей Урупхеевич Модогоев, Вадим Прокопьевич Убеев – председатель горисполкома Улан-Удэ и другие. Министр поблагодарил нас, руководителей стройки, за досрочное завершение строительства и ввод завода в эксплуатацию. Далее он сказал, что предстоит огромная работа – строительство железной дороги по северу под названием БАМ, к тому же необходима замена мостов Транссиба, так как они изношены, а некоторые находятся в аварийном состоянии.

Министр также рассказал, почему «посадил» этот завод здесь, в Улан-Удэ: «Его хотели «посадить» у себя Иркутский обком, Читинский обком, Амурский обком, но меня «посадить» его здесь убедил Андрей Урупхеевич».

На этом совещании Вадим Убеев, человек дипломатичный, вежливый, обратился к министру Евгению Кожевникову: «Горисполком для строительства жилого комплекса заводчанам мог выделить земельный участок в Октябрьском районе, за рекой Удой. Там мост деревянный в аварийном состоянии. Надо построить новый мост. И еще, наш город растет, развивается, у нас в настоящее время один трамвайный маршрут. Также необходимы развитие и электрификация трамвайных путей и их маршрутов».

На это министр ответил: «Вы мне, Вадим Прокопьевич, сегодня же напишите письмо, какие надо строить объекты». И тут же обратился к своему помощнику: «Ты мне завтра подготовь приказ о строительстве этих объектов. Я завтра же его подпишу».

Вот такой была оперативность министров СССР.

Следует сказать, что руководители завода обращались в горисполком, чтобы для жилого комплекса отвели участок вблизи завода, где ныне находится поселок Зеленый. Однако Убеев категорически отказал. Стоит отметить, он поступил умно и дальновидно. Ведь было необходимо строительство нового моста через реку Уду для строительства жилого комплекса в Октябрьском районе, где тогда была глухая тайга.

Надо отметить, что вначале коллективу рабочих и инженерно-технических работников нелегко далось освоение технологии изготовления металлических конструкций мостов. И всё же это достаточно быстро освоили. Благодаря продукции нового завода были заменены изношенные мосты Транссиба. Что касается нашего главного заказчика – БАМ, здесь мы достигли больших успехов. На БАМе построено 2200 мостов, две трети конструкций изготовлено нашим заводом. На бурятском участке БАМ возведено 262 моста. Гарантия эксплуатации этих мостов – 100 лет.

Из металлических конструкций «Стальмоста» были построены мосты в Китае, Вьетнаме, Корее, Лаосе, странах Ближнего Востока и, конечно, во многих регионах СССР.

Сегодня возникает очень болезненный вопрос. Почему наш завод, внесший огромный вклад в том числе в развитие промышленности и экономики Бурятии, оказался в банкротном состоянии, рабочие не получают зарплату? Мне кажется, здесь следующие причины:

  1. Либеральная политика нынешней власти РФ. Всем известно, что наша страна разворована, разграблена олигархами, богатства вывезены в офшорные зоны, и они не хотят возвратить их в Россию. Так, президент Путин не раз говорил о необходимости социальной справедливости и равенства всех граждан России. Разве справедливо, когда руководители «Роснефти» и «Газпрома» Сечин и Миллер каждый день получают по 2 млн рублей. В то же время рабочие зарплату в 15 - 20 тыс. рублей в месяц не могут получить своевременно. Где справедливость?
  2. Последние десятилетия нашей республикой руководил назначенный бюрократ Наговицын. Он развалил промышленность, сельское хозяйство, обрушил всю экономику, хотя обещал планов громадьё.
  3. После акционирования завод стал, по сути, частным. Как ни странно, у бывшего директора ЗАО «Улан-УдэСтальмост» Суслова оказалось 49% акций, а у его сына – 46%. Так как завод стратегический, у него должно быть будущее, и он не должен «умирать». Так, много разговоров ведется о развитии мощностей БАМ. Мы, бамовцы, уложили земляное полотно под два моста. Но в настоящее время укладка второго железнодорожного пути идет крайне медленно.

Далее. Ко мне как к бывшему руководителю обращались комсомольские работники ЗММК и Бурятского участка БАМ, которые считают, что нынешние руководители администрации Улан-Удэ не знают, что дали БАМ, министерства строительства и транспорта СССР развитию города Улан-Удэ. Так, они сказали, в книгах «Развитие г. Улан-Удэ», где нет ни слова о нашем вкладе.

Поэтому мы напоминаем заслуги предприятия: это сам завод ЗММК, это новый мост через реку Уду, это реконструкция взлетно-посадочных полос аэропорта Улан-Удэ, это развитие и электрификация трамвайных путей, жилые кварталы – 40-й, 42-й и частично 43-й, школа №18, детский сад «Оюна», ресторан «Ургы», КСК ЗММК, ГПТУ-11 в поселке Восточный.

Кроме того, мы, бамовцы, построили и подарили городу Музей истории имени Хангалова. Об этом должны знать наши потомки.

Ратмир Мухаров, член оперативного штаба ГлавБАМстроя на Бурятском участке БАМ, заслуженный строитель БАМ и Республики Бурятия