Как нам обустроить центр Улан-Удэ. ОБНОВЛЕНО

"Новая Бурятия" о том, как очистить "авгиевы конюшни" в географическом центре Улан-Удэ, который в настоящее время представляет собой неприспособленную для жизни "серую зону".
Общество |
Фото Как нам обустроить центр Улан-Удэ. ОБНОВЛЕНО

В любом более или менее разумно обустроенном современном населенном пункте его географический центр связывает между собой все районы города, являясь эпицентром транспортной сети. Это удобное место для общественно-делового центра (сити), жилых массивов, развязок транспортной сети, скверов, парков, инфраструктуры отдыха и развлечений, культурных и спортивных сооружений.

Клоака в центре города

Что же мы видим сейчас в географическом центре Улан-Удэ?

Сегодня здесь расположены:

- промышленные зоны предприятий первого и второго класса экологической опасности (ТЭЦ-1 и ЛВРЗ);

- места захоронения отходов этих предприятий и отстойники;

- огромная коммунально-складская зона (склады Федерального продовольственного резерва, базы и склады коммерческих предприятий), наличие здесь которой обусловлено близостью к Транссибирской железнодорожной магистрали, проходящей прямо через центр Улан-Удэ;

- одно из недействующих городских кладбищ;

- производственно-деловая зона, привязанная к Проспекту Автомобилистов;

- а также жилые поселки, - Кирзавода, Лазо и 502-й км, - в значительной части состоящие из самовольно возведенных жилых строений.

на фото: 1. промзона Улан-Удэнского ЛВРЗ; 2. склады Федерального продовольственного резерва; 3. промзона Улан-Удэнской ТЭЦ-1; 4. коммунально-складские зоны; 5. отстойник ТЭЦ-1; 6. недействующее городское кладбище; 7. производственно-деловая зона в районе Проспекта Автомобилистов


При этом жители поселка Кирзавода, живущие в построенных в 30-40-е годы прошлого века деревянных жилых бараках в зоне воздействия предприятий первого и второго класса опасности, попали в муниципальную программу развития отдаленных поселков. Живя в самом центре города. Действительно, маршрутные такси ходят на Кирзавод с неохотой, добираться туда и выбираться оттуда в любое время дня неудобно.

Что делать Цыденову

Новый глава Бурятии Алексей Цыденов (в прошлом замминистра транспорта России) наверняка уже поездил по Улан-Удэ и должен был взглядом опытного человека понять, что центр столицы не соединяет разные районы города, а, наоборот, разъединяет их! Что из одного из граничащих между собой районов города (Железнодорожного и Октябрьского) в другой через центр города проехать невозможно. И что вообще в центре Улан-Удэ транспортная сеть в общепринятом смысле этого понятия (сеть пересекающихся дорог) как таковая просто отсутствует!

То есть, сегодня через центр города проехать на авто можно с трудом, плутая в глухих "окраинах" по разбитой дороге, не везде асфальтированной. А транспортная система Улан-Удэ построена вокруг так называемого "трамвайного кольца" со стихийными и кривыми ответвлениями от него.


на фото: на космоснимке центр Улан-Удэ вечером

Усугубляется это тем, что из Железнодорожного района в Советский и в Октябрьский районы можно проехать фактически только в одном месте, то есть, по тому же пресловутому "кольцу" - через путепровод в районе улицы Ербанова и через "Новый мост" в районе Проспекта Автомобилистов. Отдаленные же железнодорожные переезды в поселках Стеклозавода и Южный находятся вне кольца, и никакой погоды не делают.

Так что же делать Алексею Цыденову, если он вдруг захочет что-то оставить в столице республики после себя? Учитывая то, что двое предыдущих руководителей Бурятии (Леонид Потапов и Вячеслав Наговицын) этими проблемами вообще не занимались.

Из последних мэров Улан-Удэ (Виктор Кукшинов, Александр Лубсанов, Валерий Шаповалов, Геннадий Айдаев и Александр Голков) только при Геннадии Айдаеве были построены важные объекты транспортной инфраструктуры. Это Богатырский мост (мостовой переход из двадцатых микрорайонов Октябрьского района в сороковые) и две крупных развязки по обоим берегам Уды - в районе Центрального рынка и на пересечении улиц Бабушкина и Трубачеева.

Однако два последних объекта так и не заработали в полную мощь. Поскольку каждая их этих развязок - одна из двух частей связанных между собой объектов.

Существование развязки на Бабушкина обретет свой законченный смысл лишь после строительства мостового перехода через Селенгу, связывающего Октябрьский район с левобережной частью Улан-Удэ (ул.Трубачеева – о. Богородский – с. Поселье – федеральная трасса М-55 "Байкал").

А развязка в районе рынка полностью оправдает себя только тогда, когда будет построен путепровод (переход через Транссиб) в районе так называемого "Читинского переезда" - (ул. Борсоева - ул. Куйбышева). Тогда автомобилисты смогут из Железнодорожного района выходить сразу на эту развязку и на старый Удинский мост, минуя путепровод на Ербанова и загруженные улицы в центре - Ербанова, Коммунистическую и Балтахинова.

Давно и много говорилось и о строительстве еще одного моста через Уду в створе улиц Сахъяновой и Приречной. Осуществить этот проект не удалось ни мэру Геннадию Айдаеву, ни президентам Леониду Потапову и Вячеславу Наговицыну. Теперь слово за Алексеем Цыденовым, имеющим связи как в Министерстве транспорта России, так и в РАО "РЖД", где он до сих пор является членом Совета директоров компании.

Ликвидировать ТЭЦ-1!

Но самое интересное заключается в том, что само по себе строительство третьего моста через Уду не решит проблем, связанных с отсутствием транспортной сети в географическом центре Улан-Удэ! До тех пор, пока эта самая сеть там не появится.

Но возможно ли расчистить центр города сразу от нескольких коммунально-складских зон и производственных зон промышленных предприятий, перенеся их если не за черту Улан-Удэ, то ближе к границам города?

Оказывается, возможно. Дело в том, что уже давно назрела необходимость переноса производственных мощностей выработавшей свой ресурс и уже давно морально устаревшей Улан-Удэнской ТЭЦ-1 в район ТЭЦ-2, которая со времен ввода ее в эксплуатацию в 1982 году так и не вышла на свою проектную мощность. Тем более, что сети обеих улан-удэнских ТЭЦ давно уже соединены, и ТЭЦ-2 может поставлять тепло в зоны обслуживания ТЭЦ-1. Проекты развития Улан-Удэнской ТЭЦ-2, предусматривающие перенос туда производственных мощностей предприятий теплоэнергетики столицы Бурятии, рассматривались и при Потапове, и при Наговицыне.

Напомним, что построенная в 30-е годы прошлого века ТЭЦ-1 является главным источником загрязнения атмосферного воздуха в столице Бурятии, предприятием первого класса опасности с установленной санитарно-защитной зоной в 1000 м.

То есть, в соответствии с официально принятыми правительством Бурятии региональными нормативами градостроительного проектирования на расстоянии в 1 км от промзоны ТЭЦ-1 не должно быть практически ничего из того, что в первую очередь встречается в населенных пунктах. А именно: жилых домов, детских площадок, садоводческих объединений, коттеджной застройки, образовательных и детских учреждений, больниц и поликлиник, ландшафтно-рекреационных зон и зон отдыха, спортивных сооружений, а также (внимание!) оптовых складов продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексов водопроводных вооружений для подготовки и хранения питьевой воды.

Тем не менее, менее чем в 1 км от трубы ТЭЦ-1 находятся густонаселенные микрорайоны центра Улан-Удэ, привязанные к трамвайному "кольцу". Это жилые массивы в районе проспекта 50-летия Октября и улицы Лимонова. А прямо в ее промзоне, за забором золоотвала ТЭЦ (места сбора отходов, объект III-го класса опасности, санитарно-защитная зона – 300 м), стоят жилые дома, в которых живет часть персонала предприятия. Там же, рядом с промзонами ТЭЦ-1 и ЛВРЗ, в непосредственной близости к местам захоронения отходов (так называемому "фенольному озеру" ЛВРЗ и отстойнику ТЭЦ-1) находятся жилые дома поселка Кирзавода!

Видим мы в этом месте еще и некое "дачное товарищество" (бывший коллективный сад им. Мичурина). К слову, эти «дачи» расположены в нескольких десятках метров от промзоны ТЭЦ-1. К удивлению экологов, за забором предприятия можно обнаружить даже один из профессиональных лицеев Улан-Удэ и общежитие техникума. Всего этого (жилых домов, образовательных учреждений и т.д.) в санитарной зоне предприятия 1-го класса опасности (ТЭЦ-1) быть не должно.

Кроме того, там же в непосредственной близости от ТЭЦ-1, буквально у нее за забором, расположены склады Федерального продовольственного резерва России (!!) и склады коммерческих предприятий, на которых хранятся продовольственные товары и напитки, предназначенные для распространения в торговых сетях города!


на фото: в санитарной зоне Улан-Удэнской ТЭЦ-1 расположены продовольственные склады и жилые дома


Улан-Удэнская ТЭЦ-1, являясь крупнейшим на сегодняшний день предприятием ТЭКа, сегодня забрасывает город оксидом углерода, окисью серы и азота, углекислым газом и твердыми частицами вредных веществ, получаемых при сжигании угля на теплоэлектроцентрали. Вне зависимости от розы ветров, поскольку находится в самом центре Улан-Удэ.

Напомним, угли и сланцы основных месторождений Бурятии, используемые на ТЭЦ-1 в качестве топлива, имеют повышенное содержание высокотоксичных материалов – ванадия, свинца, ртути, мышьяка, стронция и урана. Эти трудно поддающимися очистке загрязнители воздух, - окислы серы, а при сжигании органического топлива образуются канцерогенные вещества, в основном бензапирен!, - падают из трубы ТЭЦ-1 прямо на головы горожан.

То есть, мало того, что промзона Улан-Удэнская ТЭЦ-1 препятствует строительству транспортной сети в центре столицы Бурятии, так еще и в буквальном смысле отравляет жизнь улан-удэнцев.

Давно назрел вопрос о ликвидации Улан-Удэнской ТЭЦ-1 и переносе ее производственных мощностей в район Улан-Удэнской ТЭЦ-2, к границам городской черты. Откуда благодаря более благоприятной розе ветров выбросы из трубы ТЭЦ почти не затрагивают жилые массивы города.

Даешь центр логистики в Тальцах!

Что же касается базы Федерального продовольственного резерва и обширной коммунально-складской зоны, то есть возможность перенести их на окраину - в район станции ВСЖД Тальцы в черте Улан-Удэ.

Там в настоящее время находится крупный грузовой двор станции Тальцы (площадь двора - 6,5 тыс. кв. м) с недавно обустроенным на его территории силами ОАО «РЖД» и Бурятской таможни складом временного хранения грузов (СВХ), находящихся под таможенным контролем. Что будет способствовать созданию там крупного логистического центра, о планах строительства которого в правительстве Бурятии говорят все последние годы.

Кроме того, как сообщили в Байкальском институте природопользования СО РАН, в течение 2017-2018 годов должна закончиться ликвидация крупного артиллерийского арсенала с устаревшими боеприпасами еще советского производства 1940-60 годов, находящимися до сих пор на военной базе Минобороны РФ на ст. Тальцы в Улан-Удэ.

По планам военного командования, в течение этого времени воинская часть в Тальцах (в/ч № 63292), находящаяся в ведомстве Главного ракетно-артиллерийского управления (ГРАУ) сухопутных войск Минобороны РФ, должна быть ликвидирована. Территория артиллерийских складов (более 10 км по периметру) должна быть подвергнута рекультивации, а в дальнейшем военные власти должны передать ее гражданским властям - мэрии Улан-Удэ.

Сама территория арсенала с проложенными по ней десятками километров железнодорожных путей, подходящих непосредственно к помещениям складов, по площади примерно равна территории в центре города, занимаемой промзонами, отстойниками и всеми коммунально-складскими зонами.

В связи с этим у властей Бурятии и у мэрии Улан-Удэ появляется возможность использовать эту территорию для переноса туда коммунально-складских зон из центра города.


на фото: территория артиллерийский складов в Тальцах (справа) равна по площади территории в центре города, занятой складами, промзонами и отстойниками 


Причем, учитывая наличие там крупной базы логистики (станция Тальцы) и обустроенной железнодорожной инфраструктуры, сделать это можно относительно бесконфликтно и безболезненно для тех крупных оптовиков Улан-Удэ, которые сейчас имеют склады товаров в районе Кирзавода, ТЭЦ-1 и базы Буркоопсоюза. Предоставив им условия не хуже (а то и лучше), чем сейчас. Вспомним о неудобных автомобильных подъездах к складам и необходимость объезжать пробки в центре города.

Куда деть отстойники и кладбище?

Что же касается другой болезненной темы, - рекультивации территории отстойника-накопителя технической охлаждающей воды и отходов газогенераторной станции ЛВРЗ площадью свыше 27 тыс. кв. метра и глубиной от 2-х до 4-х метров (т.н. "фенольного озера"), а также отстойника Улан-Удэнской ТЭЦ-1 и довольно большого по территории заброшенного старого городского кладбища, - то эти проблемы могут быть решены с помощью привлечения федеральных средств (например, по федеральным программам ликвидации накопленного экологического ущерба и охраны озера Байкал), а также внешних инвесторов.

Напомним, что "фенольное озеро" - критично опасный объект, отравляющий как атмосферный воздух, так и грунтовые воды (из-за ошибки при проектировании отстойника, когда неверно были оценены подземные горизонты), находится рядом с жилыми домами поселка Кирзавода.

"Серая полоса"

Еще об одной серьезной проблеме. Дело в том, что сегодня Улан-Удэ – это целый сгусток градостроительных проблем, на первый взгляд, кажущихся неразрешимыми. Это и асимметричность расположения в пространстве, когда центр города, связывающий сам город транспортными магистралями и притягивающий к себе точки развития своей инфраструктурой, находится на периферии. Это и стихийное развитие пригородов, превращающих Улан-Удэ в "большую деревню", и большое количество затопляемых территорий, для развития которых необходима подсыпка грунта минимум на 2,5 метра, и многое другое.

Корни всех проблем уходят еще в 20-30-е годы прошлого века, когда здесь сначала было открыто регулярное авиасообщение между Верхнеудинском и Ургой и стали садиться самолеты, совершающие перелеты Москва – Владивосток и Иркутск – Чита, а затем за городом на левобережье Селенги был построен новый аэродром Мухино.

Законсервированы же эти проблемы были 50 лет назад, в 1966 году. Тогда было принято решение о строительстве в Мухино искусственной (бетонной) взлетно-посадочной полосы (ИВПП). Позже, в 1971 году по проекту ведомственного института «Дальавиапроект» из Хабаровска на месте прежней грунтовой полосы было закончено строительство новой ИВПП, а сама полоса сдана в эксплуатацию.

Таким образом, на одной сходящейся линии оказались две взлетно-посадочные полосы обоих наших аэродромов - международного аэропорта "Байкал" (бывший аэропорт "Мухино") и военного аэропорта "Восточный", построенного для Улан-Удэнского авиационного завода. И столица Бурятии оказалась разрезанной ровно надвое "полосой подхода авиации".

В этой "серой полосе", которая пересекает весь город с востока на запад, и расположились все промзоны и складские зоны. Поскольку там в принципе невозможно никакое строительство домов, жилых микрорайонов. Исходя из соображений безопасности и соблюдения санитарных норм (наличия опасных и шумовых зон подлета и взлета самолетов).

Хотя весь небольшой по площади исторический центр города, включая площадь Советов с комплексом административных зданий мэрии столицы Бурятии и правительства Бурятии, тоже расположен прямо в зоне подлета самолетов аэропорта "Байкал".

Все большие и малые грузовые и пассажирские самолеты садятся в Улан-Удэ над кабинетами главы Бурятии Алексея Цыденова, мэра Улан-Удэ Александра Голкова и наполненными молодыми людьми аудиториями Бурятского университета.

Перенести аэропорт!

Таким образом, решить эту проблему можно двумя способами. Либо, убирая из центра надоевшую всем клоаку, все-таки продолжать, несмотря ни на что, обустраивать центр города (строятся же сейчас высотные дома вблизи Площади Советов!). Либо переносить международный аэропорт "Байкал" подальше на запад, - в район Иволги или Оронгоя, - а его нынешнюю базу использовать только для малой авиации.

Кстати, еще полвека назад архитекторы Улан-Удэ, с учетом перспектив развития города, предлагали строить большой аэропорт возле села Оронгой, что в 60-ти километрах от бурятской столицы.

– Предложение вынести взлетную полосу главного аэропорта из города в Оронгой в 60-е годы не нашло понимания в Бурятском обкоме партии. Тогда все "шишки" говорили, что у нас два аэропорта сидят в одном воздушном коридоре и друг друга дополняют, – рассказывает главный архитектор проектов "Улан-Удэ архпроект" Александр Яковлев. – Вынос аэропорта Байкал избавит центр Улан-Удэ от риска для жизни горожан и позволит строить там социальную инфраструктуру и жилье! Ведь если убрать аэропорт Байкал, то другой аэропорт – Восточный – не будет создавать той проблемы, которая есть сейчас. Интенсивность полетов на Восточном гораздо ниже, зона подлета этого аэропорта с востока почти не задевает город.

Напомним, что 4,7 млрд. рублей выделяется сегодня по федеральной программе "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" на "реконструкцию искусственной взлетно-посадочной полосы аэропорта Улан-Удэ". Этой суммы, собственно, вполне хватит на то, чтобы построить новый аэропорт подальше от центра Улан-Удэ, где достаточно места для строительства полос любой длины. А не строить новую полосу аэропорта "Байкал" (для приема крупных "Боингов") параллельно старой полосе. Перенос западного аэропорта Улан-Удэ сделает город более приспособленным и удобным для жизни в нем.

Есть возможность построить новый аэропорт и в городской черте, не вынося его в Оронгой. Для этого есть место на левом берегу Уды в районе полигона ликвидируемой сегодня воинской части в Тальцах (в/ч № 63292). В этом случае зона подлета самолетов шла бы параллельно зоне подлета аэропорта Восточный и вообще не затрагивала бы город. А зона взлета проходила бы по южной границе города в районе поселка Вахмистрово.

Правильный Улан-Удэ

Таким образом, в настоящее время есть пять возможностей, открывающих перспективу для освобождения центра Улан-Удэ от находящейся там городской "клоаки". Это:

1. Реконструкция Улан-Удэнской ТЭЦ-2, связанной технологически (тепловыми сетями) с пока действующей ТЭЦ-1, и ликвидация Улан-Удэнской ТЭЦ-1

2. Обустройство бывших артиллерийских складов под большую коммунально-складскую зону всего города и новый центр логистики;

3. Сокращение территории неоправданно большой промзоны ЛВРЗ, связанное с реализацией проекта ликвидации накопленного экологического ущерба и старых отходов производства;

4. Переноса международного аэропорта "Байкал" в другое место.

5. И, наконец, строительство южной железнодорожной ветки в обход города (есть в генплане Улан-Удэ), что позволит разгрузить Транссиб в городской черте, пустив по городу только пассажирские поезда, и расширить возможности обустройства железнодорожных переездов.

Что с учетом перспектив развития Улан-Удэ и требований Градостроительного кодекса России, основной целью которого, кстати, является обеспечение неотъемлемого права людей на безопасную для жизни и полноценную, комфортную среду, позволит строить в освободившемся центре города парки и скверы, инфраструктуру отдыха. А главное, развитую, симметричную и правильно расположенную транспортную сеть, связывающую все районы города.

С обретением новых "легких города", большой зеленой зоны в центре, этот район мог бы стать перспективным местом для строительства современного "сити" с элитным многоэтажным жилым массивом, общественно-деловыми учреждениями, торгово-развлекательными и спортивными сооружениями.

Все крупные города (а в Улан-Удэ сегодня фактически проживают больше 500 тысяч человек) рано или поздно все равно начинают тяготеть с геометризму, к правильным формам. И центр города всегда является точкой притяжения, образует и связывает все его пространство. Что сегодня необходимо для "неправильного" и "кривого" Улан-Удэ.

Кол-во просмотров: 4706

Поделиться новостью:


Поделиться: