Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Успешно завершился очередной визит в Бурятию генерального директора ОАО «МРСК Сибири» Александра Антропенко. В Улан-Удэ г-н Антропенко прибыл 22 марта. 23 марта он представил коллективу филиала «МРСК Сибири» «Бурятэнерго» нового руководителя – Андрея Меделянова взамен Михаила Грехова, с которым не был продлен контракт. По словам Александра Антропенко, с приходом нового директора «приоритеты остаются те же, корректируются действия». В этот же день гендиректор МРСК провел встречи с президентом Вячеславом Наговицыным и мэром Улан-Удэ Геннадием Айдаевым.

Президент поддержал МРСК

В начале совещания президент представил ориентиры республики в сотрудничестве с «МРСК Сибири». Он предложил провести энергоаудит и ревизию сетей, чтобы снизить затраты на содержание электросетевого комплекса и приостановить или замедлить рост тарифов на электроэнергию. «Сегодня мы выходим на другой уровень – энергоэффективный, чтобы у нас рост тарифов не был экстенсивным», – сказал Вячеслав Наговицын. По словам президента, населению непонятно, как это происходит: «Все время что-то улучшаем, при этом каждый год растет тариф». В этом году тариф на электроэнергию для населения республики вырос на 25% (2 руб.10 коп. за 1 кВт/ч).

Предложения президента совпали с направлением развития сетевой комапнии. «У нас уже образована энергосервисная компания, которая разворачивается на территории Сибири, в том числе и в вашей республике, – ответил президенту Александр Антропенко. – С апреля мы начнем подготовку специалистов-аудиторов. Будем работать по программе, подготовленной совместно с Германией». По словам гендиректора, «МРСК Сибири» планирует в этом году реализацию проектов «Энергоэффективная школа», «Энергоэффективная больница» и «Энергоэффективный квартал».

Новый метод регулирования тарифов

Журналистам Александр Антропенко кратко сообщил о планах работы филиала «МРСК Сибири» – «Бурятэнерго». По его словам, в Бурятии с 2011 года планируется осуществить полный переход к регулированию тарифов на услуги по передаче электроэнергии на основе метода доходности инвестированного капитала – RAB (Regulatory Asset Base). Суть метода заключается в снижении потерь и издержек, повышении энергоэффективности и увеличении финансирования ремонтной программы. Компании в системе RAB получают гарантированный возврат инвестиций и доход на инвестиции, достаточный для обслуживания кредитов и получения прибыли. Кроме этого, возникает стимул к снижению издержек, так как сэкономленные средства остаются в компании и будут направляться на развитее электросетевого хозяйства, в отличие от исторически применяемой в России системы «затраты плюс». Для потребителей достоинствами системы RAB являются повышение надежности энергоснабжения, качества предоставляемых услуг за счет новых инвестиций и замедление роста тарифов.

Ремонты вместо инвестиций

Инвестиции «МРСК Сибири» в развитие своего хозяйства не планирует расширять. «В целях сдерживания тарифов мы должны несколько придержать инвестиции, но ремонтную программу должны выполнить в полном объеме», – сообщил г-н Антропенко. По его словам, все, «чем мы пользовались, было создано предыдущими поколениями. Оборудование и сети отработали свой ресурс. Все это надо поменять. А для этого надо привлекать ресурсы, — сообщил Александр Владимирович. — В марте и апреле мы рассмотрим все мероприятия, связанные с переводом на новую систему финансирования отрасли, чтобы последующие поколения еще 50 – 60 лет получали электрическую энергию нужного качества и сколько надо».

Ремонтная программа компании в 2010 году возрастет в 1,9 раза. В перспективе до 2015 года планируется реконструкция Тарбагатайского РЭС, здания Иволгинского, здания ПАЭС Багдарина, Сотниковского ЭСУ, Еравнинского, Кяхтинского РЭС, производственной базы г. Улан-Удэ – ЦЭС, БЭС, ЮЭС и т.д. Также компания планирует сократить потери электоэнергии благодаря строительству и реконструкции баз РЭС с СЭУ с применением энергосберегающих технологий (утепление зданий, замена окон, дверей электрокотлов, замена ламп накаливания на энергосберегающие лампы). Предприятие будет продолжать программу по замене дефектных опор. В прошлом году было заменено более 5 тыс. опор. Общий износ сетей составляет около 80 %. В Бурятии компания «МРСК Сибири» обслуживает 23 тыс. км энергосетей.

Основной задачей, которую ставит перед собой компания на 2010-й, является снижение потерь на 10%. В целом в Бурятии теряется каждый пятый кВт, убытки достигают 800 млн рублей. «Для того чтобы снизить потери, нужно серьезно поработать с потребителями, – отметил г-н Антропенко. – С 2011 года вся электроэнергия выйдет на рынок. Это, безусловно, огромные деньги. Эти деньги нужны для перевооружения отрасли распределительно сетевого комплекса обеспечения надежности и качества электроснабжения наших потребителей». Основные потери происходят в частном секторе, это обычное воровство энергии. Чтобы избежать этого энергетики заменят «голые» провода на самонесущий изоляционный провод, с которого невозможно будет снимать энергию при помощи «кошки». Также в частных домах будут устанавливаться выносные электросчетчики.

Последняя миля

Еще одним решением проблемы удержания роста тарифов, по мнению г-н Антропенко, станет сохранение действия механизма «последней мили» до 2012 года, настолько, насколько это будет возможно в рамках действующего законодательства. «Последняя миля» предусматривает дополнительную тарифную нагрузку для крупных предприятий. «Мы договорились сейчас образовать согласительную комиссию, и с участием Министерства энергетики в течение марта рассмотреть все вопросы, связанные с продолжением действия на территории Республики Бурятия договоров так называемой «последней мили». Это работа с базовым потребителями: Российскими железными дорогами, Федеральной сетевой компанией», — сообщил Александр Антропенко.

Также на встрече с президентом Бурятии были подведены итоги зимнего периода. Руководство «МРСК Сибири» оценило деятельность филиала удовлетворительно. По словам г-на Антропенко, в республике будет продолжена работа по консолидации электрических сетей для их оптимизации, снижению затрат на их обслуживание.

Елена Дамбинова