Секреты кочевника, или как потомок Чингисхана до Италии дошёл

Бронзовые хищники, суровые воины-номады, сверкающие серебряными доспехами, бурятские красавицы с коралловыми глазами… Всё это излюбленные образы Даши Намдакова.
Общество |

Бронзовые хищники, суровые воины-номады, сверкающие серебряными доспехами, бурятские красавицы с коралловыми глазами… Всё это излюбленные образы Даши Намдакова — уроженца села Укурик Хилокского района, члена Творческого Союза художников и, пожалуй, одного из наиболее востребованных скульпторов современности, чьи работы украшают не только залы ведущих музеев мира, но и частные собрания Владимира Путина, Мадонны, Николь Кидман и других известных людей нашего времени. На минувшей неделе Даши приехал в Читу и рассказал читателям «Забмедиа» о забайкальских студентах, шаманах и ювелирах.

Даши, 26 мая вы прилетели в Забайкалье. Какова цель этого визита?
— Я приехал в Читу, чтобы выступить в непривычной для себя роли — роли преподавателя. По просьбе руководства ЗабГГПУ я возглавил государственную аттестационную комиссию и принял дипломные работы у первых выпускников местного института культуры и искусств. И, знаете, по пути в Читу меня не покидал страх, что уровень подготовки забайкальских студентов окажется недостаточно высоким, и мне придется переступать через себя и всё же говорить им приятные слова. К моей радости, мастерство дипломников оказалось достаточно высоким.

Раньше у вас уже был опыт работы со студентами?
— Нет, такого опыта у меня не было. Но, поскольку приглашение поступило из Читы, я отложил все дела и с удовольствием приехал в Забайкалье. Приятно быть полезным для своей родины!

В Москве и Петербурге давно сложились сильные школы искусств, есть ли необходимость в существовании подобного института в Чите?
— По себе знаю, что попасть в столичные университеты из провинции практически невозможно. Я дважды „штурмовал“ московские вузы, и всё впустую. Если бы не открытие Красноярского института искусств, мне вряд ли удалось состояться как скульптору. Поэтому создание института культуры и искусств в Чите, на мой взгляд, вполне обосновано. Обучение здесь — это путёвка в жизнь для многих талантливых ребят.

Чем вы руководствовались, оценивая дипломные работы? Что желали выпускникам?
— Когда 29 мая мы в течение трёх часов принимали дипломные проекты учащихся „пединститута“ и обсуждали каждый из них, я в первую очередь оценивал умение дипломников отстаивать свои замыслы, бороться за собственное видение мира. Что желал? Успеха в профессиональной деятельности. Я не люблю слово „вдохновение“ и никому его не желаю. Добиться чего-то можно только потом и пахотой.

Даши, на встрече с ректором ЗабГГПУ Иваном Катанаевым вы говорили об открытии специальности „ювелирное дело“.
— Да, я — активный сторонник появления в забайкальской столице этой специальности. Более того, я готов поддержать вуз в таком начинании. К примеру, будущие студенты-ювелиры Читы смогут проходить практику в моих мастерских — лучших в России и входящих в число мировых лидеров. Сам я никогда не обучался на ювелира, постигал это ремесло самостоятельно. Тем не менее, сегодня возглавляемая мной мастерская активно занимается созданием эксклюзивных украшений, которые, к примеру, можно увидеть на Уме Турман.

— В одном из интервью вы сказали, что в 2000 году в одно утро проснулись знаменитым. Такой успех не вскружил голову?
— Знаете, однажды я открывал выставку в Академии художеств. На неё пришли все российские мэтры. Поздравляли меня, хвалили. Я был очень горд. После, окрыленный, приехал к своему духовному учителю — агинскому шаману — и рассказал ему о своих успехах. А он мне говорит: „Успокойся, это заслуги не твои, а твоих предков. Они собирали информацию, которая реализовалась через тебя. Ты — лишь передаточное звено“. Мне это понравилось, и я сейчас стараюсь спокойней относиться ко всему происходящему.

В 2006 году, открывая в Чите экспозицию „Вселенная кочевника“, вы признались, что во многом ориентируетесь на искусство древнего Междуречья. С тех пор вкусы не поменялись?
— Нет. Древний мир — это та эпоха, которая кажется мне наиболее комфортной. Я по-прежнему многое черпаю из «запасников» Египта и Междуречья. Там, на мой взгляд, есть глубина, смысл. Сейчас я живу в Италии, в окружении красот Возрождения, но слабо ощущаю эту культуру. Наверное, она ещё слишком молода, чтобы полностью раскрыть свой потенциал.

Даши, ваше искусство — это мир кочевника. А вы ощущаете себя потомком Чингисхана?
— Да, я много путешествую, много кочую, познаю мир, и при этом продолжаю воплощать образы своих предков, своего народа. Возможно, моя миссия — рассказать людям о нашей древней культуре.

Кол-во просмотров: 2072

Поделиться новостью:


Поделиться: