Священные горы Бурятии

Байкальская горная страна – это не строки поэта или путешественника, а географическое название территории нашей республики, а также частично Иркутской области и Тувы. Именно так точно и емко ученые обозначили две главные природные ценности Бурятии – Байкал и горы.
Спорт |

Байкальская горная страна – это не строки поэта или путешественника, а географическое название территории нашей республики, а также частично Иркутской области и Тувы. Именно так точно и емко ученые обозначили две главные природные ценности Бурятии – Байкал и горы.

В Бурятии это мощные горные хребты и глубокие замкнутые межгорные котловины. Площадь гор более чем в четыре раза превышает площадь низменности. Сам Байкал находится на высоте 456 м над уровнем моря, а самая высокая точка – покрытая ледником Мунку Сардык – вознеслась на 3491 метр.

Если окинуть взором карту республики, то на севере – обширное Витимское плоскогорье с величественными Муйским и Икатским хребтами, ближе полукружье Баргузинского хребта, а на востоке – лесистые отроги Хамар-Дабана и Улан-Бургасы. И, конечно, тункинские Альпы – Восточный Саян. А в забайкальской Аге – священная гора Алханай.

Горы – властелины наших мест, суровые и мягкие, манящие и труднодоступные, с ледниками и снеговыми шапками, облачным ожерельем на своих холодных утесах. Буряты издавна почитали их, они были для них не просто возвышенностями, но олицетворением всех космических сил, «осью мира», вертикалью, пронизывающей небо и землю, символами родовых кочевий. Земным отцом Гэсэра, по преданию, был сам горный дух. На вершинах гор проводились обряды поклонения «хозяевам» горы и защиты от разных бед. Само обоо – ритуальное место – является моделью горы и тесно связано с культом гор.

…Ранней весной окинские буряты и сойоты проводят обряд почитания горы Бурин-хан. На вершине этой горы идет многочасовой молебен с участием всех присутствующих, взоры их обращены также к Мунку Сардыку. В это время можно наблюдать, как по ущелью вдоль Иркута идут туристы, а недалеко разбит многочисленный лагерь альпинистов. Мунку Сардык давно стал меккой альпинистов со всей Сибири, и каждое восхождение всегда таит неожиданности и преграды. Зачастую жарким летом, пройдя по седому мху сквозь густые заросли даурского рододендрона и кедрового стланика, можно попасть в снежную пургу, оказаться под проливным дождем или градом с сильным, шквалистым ветром. По мнению геофизиков, Мунку Сардык представляет собой огромный центр охлаждения, притягивающий к себе различные метеорологические явления. Буряты же всегда считали, что это гнев «хозяина горы» за нарушенный покой. Кстати, монголы, также почитающие эту гору, считают ее запретным, заповедным местом и никогда не поднимаются на вершину. Сегодня же здесь можно найти и пластиковые бутылки, и банки из-под пива…

Гряда Восточных Саян, закрывающая Тункинскую долину с севера, названа тункинскими Альпами за сходство со швейцарскими горами. 33 остроконечные вершины, как 33 богатыря, словно несут вечную стражу. По рассказам известного поэта, знатока легенд и преданий Тункинской долины Шагдара Байминова, это окаменевшие воины Гэсэра. И самое почитаемое культовое место хонгодоров, эхиритов и булагатов – скальное изваяние Буха-нойона, прародителя этих бурятских племен, недалеко от села Далахай. Раньше здесь на горе соседствовали буддийская кумирня и христианская часовня. Предание говорит, что когда «взревет» Буха-нойон, сойдутся воды двух великих озер – Байкала и Хубсугула.

Сама Тункинская долина является продолжением Байкальской рифтовой зоны, разлома с повышенным электромагнитным напряжением, определяющим своеобразие флоры. В местах выхода термальных вод можно увидеть огромные папоротники, густую растительность. Как однажды заметил известный ученый и эколог Сергей Шапхаев, и Саяны, и долина, находящиеся в зоне разлома и получающие более мощную энергию из земных глубин, обладают сильнейшей энергетикой, влияющей на характер импульсивных горцев.

Горы – извечный символ высокого и прекрасного. Мифическая гора Сумеру в буддийской космологии, Олимп в древнегреческой мифологии. И еще Гималаи, Тянь-Шань, Эльбрус, воспетая японцами Фудзияма. В один ряд с ними можно без преувеличения поставить и священную гору Алханай.

За селом с одноименным названием степь заканчивается и на границе с горной тайгой у дороги, словно белый лотос, вырастает субурган. Он был воздвигнут в честь приезда Далай-ламы XIV в 1991 году. Высший иерарх буддийской церкви буквально снизошел с небес – вертолет опустился на то место, где и стоит субурган. Его охраняют четыре каменных льва. Отсюда уже начинается путь в удивительную горную страну Алханай.

В устной буддийской традиции гора Алханай по святости занимает третье место после Кайласа и горы Утайшань в Китае. Паломники совершают гороо – почтительный обход его культовых мест по ходу солнца. Малое гороо начинается с горного ручья и продолжается до каменных изваяний Димчиг сумэ, Сэндэмын сумэ, Мунхэ зула, Нара Хажад, Мунхын арщан, Даянэ гэр, Уудэн сумэ, Загурди хабсагай, Дара Эхын умай. Большое гороо включает в себя обход вокруг всей горы Алханай. Несмотря на трудности этого пути, его совершают даже пожилые, читая мантры. Говорят, что это продлевает жизнь и молодость.

Издавна забайкальские буряты проводили свои ритуальные обряды на Алханын обоо. Главное обоо – это 33 каменные постройки – мунханы и байпуры, предназначенные для жертвенных костров. Главный мунхан символизирует священную гору Сумеру. На пути к Алханаю паломники совершают поклоны двум Мааниин Шулуун, каменным стеллам с выбитым на них текстом мантры «Ом мани падме хум».

…Мелко накрапывающий дождик внезапно закончился, как только мы, группа журналистов, начали восхождение. Солнечный свет заиграл на мокрых листьях, открылись дали, громче запели птицы. В воздухе повеяло терпким ароматом трав, напомнивших благовония в буддийском храме. Гора как будто приветствовала нас, открывая себя во всем великолепии своих арок, колонн, причудливых нагромождений серо-черных камней. Когда мы поднялись до Храма Ворот, над нами пролетел сокол, блеснув на солнце крылом и описав полукруг.

Жемчужина Алханая Уудэн сумэ – Храм Ворот. Это величественная скала со сквозным проемом. Через нее могут пройти четыре нагруженных верблюда. Считается, что жертвоприношение у Храма Ворот «достигает» по подземной оси «хозяина» острова Ольхон – также общебурятского священного места. По преданию, проход под аркой излечивает от разных болезней. В 1884 году здесь был построен субурган, освященный великим йогином Намнанаем.

Алханай – уникальный храм, сотворенный самой природой. Это первыми поняли буддийские монахи, избравшие гору местом медитаций. Сегодня почти весь пантеон буддийских тантристских божеств «поселился» на Алханае. А для каждого верующего гора стала местом паломничества.

В мистическом путешествии по Алханаю каждый по-своему переживает свою жизнь. Оно начинается с поклонения храму «хозяина» горы Дэмчиг сумэ – Храму Великого Блага. В гроте длиной около 4 м из вертикальной щели капает вода, которую паломники и туристы собирают в чаши и пьют, получая благословение Алханая. Выше грозно встает Львиноликая Сэндэма – хранительница буддийской веры и женского начала, дарительница жизни, всемогущая в милосердии и гневе. Испросив благословения у нее, поклоняются Эхын Умай – чреву матери, которая дарует способность иметь детей. Женщины, просящие этого дара, протискиваются в тесную пещеру, откуда уносят с собой камешек, который нельзя никому показывать. Об исполнении просьб свидетельствует множество детских игрушек, пеленок, одежды от благодарных матерей. Есть и узкая щель, через которую, говорят могут протиснуться только люди малогрешные, а злодей застрянет… Во время больших молебнов на Алханае собирается до сорока тысяч паломников, и гора так или иначе дает о себе знать – проявлением молитв на камне, пением невидимых птиц, звоном колокольчиков. Кто хоть раз побывал на этой священной горе, навсегда уносит в своем сердце благоговение и тайну…

До прихода западных бурят и русских казаков в Баргузинскую долину здесь проживали баргуты и эвенки. Местом их поклонений была священная гора Бархан Уула – одна из высоких вершин Баргузинского хребта, недалеко от сел Барагхан и Ярикто. По преданию, здесь еще во времена монгольского владычества был похоронен знатный хан из золотого рода борджигинов, а провожали его в последний путь кэшиктены – баргуты – воины из личной гвардии Чингисхана. Великий йогин Соодой-лама также избрал эту гору местом своих медитаций и, как повествуют строки из его жизнеописания, он за мгновение взлетал на вершину и медитировал на листике дерева. Женщинам запрещено подниматься на эту гору. Сегодня здесь проводятся буддийские молебны и завершаются различные обряды. У подножия расположился буддийский храм, где поклоняются богине Янжиме, покровительнице плодородия и искусств.

Каждый бурятский род, проживавший в той или иной местности, поклонялся своей священной горе и приносил дары ее «хозяину». Так, селенгинские буряты совершают свои обряды на горе Хонгор Уула, где расположены тринадцать обоо. Священной горой для закаменских бурят является гора Уран Душэ. Джидинские буряты, сартулы возносят свои молитвы горе Бурин Хан, одной из вершин Хамар-Дабана. На высоте 1600 м спряталось красивое озеро и двенадцать маленьких обоо. По преданиям, «хозяином» горы является мужчина верхом на коне светлой масти, одетый в коричневые одежды и островерхую шапку. Всем известна гора Баян Тугуд в Иволгинском районе – место поклонения иволгинских бурят. «Хозяйка» горы – женщина в темно-синей одежде верхом на черном жеребце.

С каждым годом увеличивается туристический поток в Бурятию. Многие едут сюда не только посмотреть Байкал, буддийские храмы, но и познакомиться с бытом, обрядами, легендами и преданиями местных жителей. Все эти образы и мифы тоже своего рода туристический продукт, которые позволяют современному человеку на короткое время выйти из будней технотронного века и подпитаться не только силами природы, но и древними архетипами. Бурятия и Байкальская горная страна как уникальный уголок планеты таит в себе огромные возможности.

Кол-во просмотров: 6801

Поделиться новостью:


Поделиться: