Браконьеры вооружились электростанциями

Нерестовый период байкальского омуля и других видов ценных пород рыб длится с 1 августа до 15 ноября. Это самое напряженное время для ведомств, занимающихся охраной биоресурсов. Отъевшись за лето на водных пастбищах, в начале осени омулевые косяки начинают продвигаться к рекам.
Общество |

Нерестовый период байкальского омуля и других видов ценных пород рыб длится с 1 августа до 15 ноября. Это самое напряженное время для ведомств, занимающихся охраной биоресурсов. Отъевшись за лето на водных пастбищах, в начале осени омулевые косяки начинают продвигаться к рекам.

Сотни километров рыба идет вверх по их течению, почти не питаясь, чтобы отложить икру на мелкой гальке и песке. В конце октября истощавший омуль, отметав икру, скатывается обратно в Байкал. В это время буквально все население прибрежных деревень и городов выстраивается в очередь на вылов рыбы, несмотря на многочисленные запреты.

В этом году омуль припоздал к нересту. Самые крупные омулевые косяки (в реках Ангара и Селенга) пришли на нерест намного позже обычного, и некоторые ученые высказывали опасение, что они начнут метать икру прямо в черте города Улан-Удэ, где никогда не было нерестилищ, и нет условий для воспроизводства. Однако эти опасения не подтвердились, и омуль прошел выше Улан-Удэ к своим обычным местам нереста.

С 7 октября в Северобайкальском районе начался «скат» отнерестившегося омуля. А с 14 октября уже разрешен отлов «покатного» омуля для коренных малочисленных народов Бурятии, для которых рыба – основной источник питания. Больше природных аномалий в период нереста не ожидается, зато браконьеры не дремлют. При этом сложилась не очень благоприятная обстановка из-за снижения общей численности нерестовых стад (хотя численность и не вышла за рамки среднего показателя за 50 лет – по данным Байкальского филиала ФГУП «Госрыбцентр», обычно она колеблется от 3 до 7,6 млн экземпляров). Максимум нерестового омуля был в 2003 году – 7,6 млн экземпляров. В этом же году, по предварительным оценкам специалистов, его количество не превышает 4,8 млн экземпляров.

Нерестовые страсти

Власти готовились к предстоящему нересту загодя. 5 августа на республиканском совещании по охране нерестового омуля в 2010 году глава Кабанского района Геннадий Орлов возмущался. «Мне уже неудобно об этом говорить, потому как постоянно сообщаю об очень агрессивном засилье иркутских браконьеров, – говорил глава. – Вот и сейчас на мелководье снова сконцентрируются косяки… А эти браконьеры технически очень здорово вооружены. Не секрет, что наши правоохранительные органы с этим делом не справляются. Перекроют им, как говорится, кислород на суше — у тех появляются приемные базы на воде».

Тогда же зампред Александр Чепик был решительно настроен объявить чрезвычайное положение: «Деньги выделим, вертолеты направим. Проблему надо решать. Сколько можно, каждый год… перед населением уже неудобно… Мы не можем быть беспомощными в отношении тех лиц, которые браконьерствуют на озере Байкал. Почувствуете, что ситуация выходит из-под контроля, сразу реагируйте».

Однако столь крутые меры не понадобились. Все ограничилось запрещением въезда автомобилей на прибрежные территории водоемов и запретом любительского лова на удочку в период нереста. «Эти меры введены в соответствии с новыми правилами рыбоводства от 7 апреля 2009 года. Ужесточение произошло в связи с тем, что многие стали применять запрещенные средства, что усложнило работу рыбоохраны», – сообщил замначальника отдела охраны водных биоресурсов Ангаро-Байкальского теруправления Федерального агентства по рыболовству Николай Бураев.

Всего с начала августа по 12 октября сотрудниками Ангаро-Байкальского теруправления Росрыболовства было задержано 604 нарушителя, у которых было изъято 299 штук сетей (14 657 м) и предъявлено исков на сумму 778 тыс. 812 рублей.

- В этом году мы регистрируем снижение нарушений. Это связано с тем, что мы адаптировались к новым правилам рыболовства, принятым в 2009 году, и совместно с органами МВД и другими структурами провели большую подготовительную и разъяснительную работу, в том числе среди населения. Принятые меры дали свой эффект, – сообщил Николай Бураев.

Особо опасные преступники

Вместе с тем в этом сезоне были выявлены случаи использования запрещенных методов рыбного лова. Так, 28 сентября в протоке Застанка в Баргузинском районе была остановлена и досмотрена моторная лодка, в которой было обнаружено 60 штук сазанов со следами кровоизлияния, которые возникают при применении электротока. Экспертиза эту версию подтвердила.

Еще один подобный случай произошел в этом же районе на реке Ина 8 октября. При досмотре автомашины УАЗ были задержаны шесть человек, при них обнаружены 333 сазана и электростанция для глушения рыбы. Ущерб от действий этих людей составил более 86 тыс. рублей. Еще один такой случай был зафиксирован на реке Баргузин 12 октября. Использование электрошока особенно опасно тем, что убивает не только рыбу, но и все живое в радиусе его действия.

Кроме электрошока, большую опасность для окружающей среды представляют китайские синтетические сети. «Эти сети опасны, прежде всего, своей дешевизной. Их стоимость составляет примерно 200 рублей. Их бросают, забывают места, где они установлены, но синтетическое волокно в течение нескольких лет не поддается гниению. Китайские сети запрещено завозить, но использование тех, которые уже есть на территории Бурятии, не запрещено», – рассказал Николай Бураев.

За незаконную добычу нерестовой рыбы предусмотрена уголовная и административная ответственность: по ст. 256 УК РФ «Незаконная добыча водных животных и растений» (штраф от 100 до 500 тыс. рублей либо лишение свободы сроком до двух лет); по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ «Нарушение правил пользования объектами животного мира» (штраф от 1 до 2 тыс. рублей с конфискацией судна и других орудий лова). Кроме того, на браконьеров будет возлагаться обязанность по возмещению ущерба от незаконной добычи рыбы по 250 рублей за каждого самца омуля и 500 рублей за самку.

Кол-во просмотров: 1139

Поделиться новостью:


Поделиться: