Бригадир Наговицын. «Я выполнял обязанности бригадира, хотя сам не умел ни красить, ни штукатурить»

«Новая Бурятия» продолжает серию статей «Неизвестный Наговицын»
Политика |

«Новая Бурятия» продолжает серию статей «Неизвестный Наговицын». Мы уже рассказали о семье господина президента – супруге, детях и внуках. Теперь речь пойдет о родине бурятского президента – городе Глазове (Республика Удмуртия) и деятельности в Томской области в качестве сначала комсорга, а потом и вице-губернатора.

Город Г

Глазов – город на севере Удмуртской Республики, статус города получил в 1780 году. Первые упоминания о населенном пункте относятся еще к XVII веку. Свое официальное летоисчисление ведет с 1678 года. Население города составляет чуть более 98 тысяч человек. Город расположен в живописном месте на левом берегу реки Чепец (приток Вятки), в 180 км от столицы республики.

В период с января по июнь 1921 года Глазов успел побывать первой столицей Удмуртской Республики. На 1923 год население все еще оставалось достаточно небольшим – около 5 тысяч жителей. После войны бурный рост города был связан, в первую очередь, с новейшим предприятием атомной промышленности – Чепецким механическим заводом. Глазов – это промышленный центр Удмуртской Республики. На его территории работают около 135 предприятий, которые можно отнести к средним и крупным. Главным из них и градообразующим является ЧМЗ – единственный в России и один из немногих в мире способный производить продукцию металлического циркония, урана и кальция.

В настоящее время Глазов – это один из самых благоустроенных и уютных городов республики. Его новые многоэтажные кварталы органично сочетаются со старыми застройками. Глазов – это «зеленый» город. По количеству деревьев, скверов и парков он даст фору многим городам России. В нем множество детских садов и школ, построена развитая инфраструктура.

В городе Глазове на улице Наговицына и родился Вячеслав Наговицын. Как он сам признается, с городом связано многое. «В Удмуртии остались родственники, а в душе до сих пор живут добрые воспоминания детства. И мне интересно знать, чем живет мой родной город, как развивается республика».

В 2008 году президент Бурятии принял участие в праздновании 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства. «Изменения в Удмуртии впечатлили. Сделано много. Есть чему поучиться», – сообщил он газете «Удмуртская правда».

Из бригады в правительство

Фактически же Вячеслав Наговицын вырос в Узбекистане. В 1960 году партия командировала его отца, строителя, строить город Навои. Как вспоминает сам глава республики: «Наша семья оказалась там одной из первых, поскольку задача, которая была поставлена перед моим отцом, начальником управления, заключалась в возведении предприятий стройиндустрии: цементных, кирпичных, прочих заводов и фабрик по производству строительных материалов».

В 1973 году Вячеслав успешно поступил на машиностроительный факультет Томского политехнического института. Именно там впервые публично проявились административные качества первого лица республики. «В начале учебного года обычно всех студентов отправляли на помощь селу, копать картошку. Но мне декан факультета Анатолий Васильевич Водопьянов поручил сформировать студенческую бригаду для ремонта общежития. Это была первая руководящая работа в моей жизни. Фактически я выполнял обязанности бригадира, хотя сам не умел ни красить, ни штукатурить. В бригаду подбирал людей, уже имеющих опыт отделочных работ. Сам у них учился. Впервые пришлось поработать и маляром, и штукатуром».

Красивый и успешный карьерный дебют имел свое продолжение – в 1974 году на отчетно-выборной профсоюзной конференции Наговицын был избран председателем факультетского профкома. «В этой должности я проработал в течение двух лет. Ремонтировали комнаты в общежитиях, следили за чистотой и порядком. Организовывали различные праздники. Формировали оперативные отряды, которые занимались охраной общественного порядка. Отвечали за оформление колонны факультета к праздничным демонстрациям и за многое другое. Эти два года оставили в моей памяти самые яркие воспоминания».

По признанию Вячеслава Наговицына студенческой газете «За кадрами» (ТПУ), именно тогда был наработан первый опыт руководства людьми. «Это имело большое значение при последующем устройстве на работу. Как только пришел на приборный завод, меня сразу назначили начальником добровольной народной дружины».

Получив специальность, будущий президент устроился на оборонное предприятие инженером-технологом. Через два года был избран секретарем заводской комсомольской организации со статусом райкома ВЛКСМ, ведь число комсомольцев на предприятии превышало 1,5 тыс. человек. Но скоро он опять вернулся на производство. «Работал заместителем начальника цеха, потом начальником цеха, затем меня перевели главным инженером на другое оборонное предприятие Томска, а спустя десять лет я был назначен директором того же завода», – отмечал Наговицын.

– Благодаря работе в профкоме у меня произошел определенный перелом в сознании. То есть для меня профком стал первой ступенькой карьерной лестницы, где человек проявляет себя и определяет, может он стать руководителем или нет. Так как у меня опыт оказался удачным, то делаю вывод, что именно профсоюзная работа пробудила во мне способности руководителя, – признался будущий президент студенческой газете.

Уже позже, в самом начале 90-х годов прошлого века, Вячеслав Наговицын окончил Академию народного хозяйства СССР. Именно тогда он, по собственному признанию, «понял, как функционирует рыночная экономика, как работают предприятия Запада, впервые услышал о таких вещах, как кластер, мелкий и средний бизнес. И оказался в числе тех немногих слушателей академии, которые получили специализацию менеджера высшей квалификации».

В своей дипломной работе будущий президент Бурятии использовал механизмы приватизации предприятия на примере завода измерительной аппаратуры, где тогда работал главным инженером. Диплом был использован в качестве программы хозяйственного оздоровления «ЗИА». Реализовывал ее Вячеслав Наговицын уже как директор завода измерительной аппаратуры: предприятие считалось убыточным, росла задолженность, в том числе и по заработной плате. Но уже спустя три года производство стало рентабельным, расплатилось со всеми долгами. В это же время руководители оборонных предприятий Томска создали межрегиональное производственное объединение (МПО) для принятия совместных решений и защиты интересов промышленных предприятий от тарифного произвола. «Мы боролись с энергетиками и коммунальщиками, бились за каждую копейку», – рассказывает президент.

Результатом публичных битв стало приглашение от Виктора Кресса занять место заместителя губернатора Томской области по вопросам развития промышленности. В сферу влияния нового зама попали оборонные заказы, «выбивать» которые приходилось на пару с МПО. Через два года Вячеслав Наговицын был назначен председателем правительства региона.

Кол-во просмотров: 967

Поделиться новостью:


Поделиться: