Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Представитель администрации президента РФ Александр Ведерников побывал на неделе в Бурятии. Цель визита не скрывалась – проверить, есть ли непонимание между Народным Хуралом и президентом Наговицыным. Причиной такого пристального внимания со стороны ведомства Нарышкина, заменившего Сергея Собянина, стал весьма громкий отказ депутатов переименовать должность президента.

Напомним, на сентябрьской сессии Народного Хурала республиканские парламентарии «провалили» вопрос «о переименовании высшего должностного лица субъекта». Вместо необходимого парламентского большинства (2/3 голосов, или 44 депутата) «за» предложенные правительством изменения проголосовало лишь 37 человек. Провальное для партии власти голосование (47 из 66 депутатов – члены «Единой России») закончилось увольнением «по собственному желанию» зампреда Андрея Полосина, в круг ответственности которого входила и работа с партиями, как большими, так и малыми. Круги от коллективного «камня», брошенного бурятскими парламентариями, дошли и до администрации президента РФ – там своей должности лишился куратор Бурятии.

И вот еще одно следствие этих кругов – к нам приехал ревизор. В администрации российского президента заподозрили Бурятию в проявлении национализма, и якобы именно этим объяснили нежелание депутатов менять «президента» на «главу». Однако в ходе «ревизии» выяснилась совсем другая правда – да, депутаты противостоят президенту Наговицыну (как любому нормальному варягу), но, главным образом, еще больше они выступают против спикера Матвея Гершевича.

Известный региональный политик, председатель Народного Хурала Матвей Гершевич известен своим авторитарным стилем ведения дел. Он не гнушается прерывать выступления депутатов, одергивать коллег, а также комментировать их высказывания. Несколько раз парламентарии пеняли Гершевича на его поведение. К примеру, на апрельской сессии НХ РБ ректор БГУ Степан Калмыков после обмена репликами во всеуслышание напомнил спикеру, что «Народный Хурал – это коллегиальный орган, а председатель Хурала – равный среди равных».

А Сергей Будажапов и вовсе высказал сомнение в правильности принятого в свое время депутатами решения – избрать спикером парламента именно г-на Гершевича. Он напомнил спикеру, что тот уже 2,5 года как не занимает прокурорского кресла и не имеет права вести себя, как единоличный хозяин Народного Хурала. Тогда высказывания народных избранников вызвали бурное одобрение коллег. Хотя во всеуслышание выражать его никто не спешил, реплики «правильно» и «давно пора было» раздавались в зале.

До этого свое недовольство работой спикера выражали депутаты Игорь Бобков, Вячеслав Мархаев, Арнольд Тулохонов и многие другие.

Теперь скрытое недовольство руководителем парламента вылилось в пристальное внимание к Матвею Гершевичу со стороны администрации президента России. Депутаты просто воспользовались возможностью хоть с кем-то поделиться своим мнением о бывшем прокурорском работнике. В числе жалоб значатся недоступность спикера, так, почти за три года работы депутатов нынешнего созыва он впервые пообщался с руководителями партийных фракций лишь в ноябре этого года.

Да и в целом, как ни странно, авторитарного Матвея Гершевича эксперты характеризуют как слабого парламентского лидера. По своей манере вести работу республиканского парламента он проигрывает предыдущим спикерам, в первую очередь, дипломатичному Александру Лубсанову (2002–2007 годы). А в сравнении с Михаилом Семеновым, спикером первого и второго созывов НХ РБ (1994–2002 годы), проявляется его неумение выстроить работу с депутатами и нежелание растить достойных законодателей.

Все это вкупе с преклонным возрастом не оставляет шансов Матвею Гершевичу идти на выборы следующего созыва депутатов Народного Хурала. И нынешнее его довольно спорное спикерство, доставшееся ему в свое время лишь после вторичного голосования, может оказаться под вопросом. Все зависит от того, как господин Ведерников представит собранную в Бурятию информацию, и от того, какие выводы будут сделаны в администрации президента. Даже несмотря на активность Народного Хурала при принятии инициатив президента по сокращению временных поясов в стране.